Проблема формирования познавательного интереса младших школьников к истории является очень важной, потому что формируя познавательный интерес к истории учитель не только определяет успешное будущее ученика в среднем и старшем звене, но и формирует патриотизм. {LINKS}
На констатирующем этапе была поставлена цель: выявить современное состояние проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников к истории.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать опыт учителей начальных классов по проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников к истории.
2. Разработать показатели и критерии уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников к истории.
3. Провести диагностику выявления уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников к истории.
Изучение педагогического опыта учителей начальных классов по проблеме формирования познавательного интереса младшего школьника к истории осуществлялось по двум направлениям: изучение материалов на сайтах в Интернете и анкетирование учителей г.о. Тольятти.
Анализ материалов, размещенных на различных сайтах Интернета в период с 2005 по 2009 г. показал, что повысить познавательный интерес к истории необходимо, используя при работе нестандартные уроки, творческие и развивающие задания.
Так, Шарикова Н.И. (зав. УМК по истории) в своей статье «Методические рекомендации в помощь учителю, преподающему пропедевтический курс истории в начальной или средней школе» отмечает, что в начальной школе лучше всего знакомить учащихся с основными культурами и цивилизациями, существовавшими в истории человечества. Это знакомство можно осуществить в форме сказок-путешествий по основным историческим регионам и эпохам. В ходе "путешествий" дети учатся ориентироваться по карте, читать ее и генеалогические, хронологические таблицы, понимать "сложные" тексты, различать основные культурные и этнические особенности народов и т.п. В основу путешествий можно положить мифы, легенды и предания разных времен и этносов. Таким образом, вызывается интерес к истории.
Севрюгина Н.М.(учитель начальных классов МОУ Молочненская СОШ) на семинаре в МОИПКРО в 2007 году в свой работе «Формирование познавательного интереса у младших школьников к краеведению» поделилась опытом по формированию познавательного интереса к краеведению, которое является самой важной частью истории, которая оказывает влияние на патриотическое воспитание учащихся, интерес характеризуется познавательной активностью. Существует тесная связь между знаниями и личным интересом. С одной стороны, благодаря интересу ученик лучше усваивает знания, с другой – личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Для себя она выделяет три направления в работе над формированием познавательного интереса:
1. Разнообразие форм урока, связь с внеклассной работой.
2. Организация разных видов деятельности, при участии эмоций.
3. Развитие эмоциональной сферы учащихся. Включение детей в творческую деятельность.
Сынкова В.В. (учитель начальных классов МОУ СОШ № 70 г.Краснодара) в своей статье «Уроки истории в начальной школе. Образовательная система 2100» пишет о том, что для повышения познавательного интереса младших школьников к истории задания должны носить развивающий характер. Например:
Великая педагогика:
Технология концентрированного обучения
Данная технология представляет собой интерпретацию широко известного активного метода погружения. Погружение — метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Этот метод с той или иной глубиной использовался В. Ф. Шаталовым, Ш. А. Амонашвили, А. Тубельским и др. В 1995 году Г. Ибрагимов ус ...
Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Формирование регулирующей функции речи определяет возникновение у ребёнка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого и планировать их. Регулирующая функция речи является важным фактором развития произвольного поведения. Словесная регуляция деятельности и поведения может осущес ...
Социально-педагогическая поддержка и патронатное воспитание учащихся-сирот
с целью развития социально-профессиональных навыков
Идею педагогической поддержки развивал Я.А. Коменский, утверждавший, что развитие ребенка происходит в соответствии с законами природы, устремлениями молодой души к познанию мира. Он обращал внимание на возможности ребенка, особенности и закономерности восприятия, недопустимости утомления и принужд ...