Психологические особенности младших школьников

Страница 1

«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», - утверждал Б.В. Асафьев.

«Ранее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественного для ребёнка и вполне отвечает его потребностям и возможностям», - указывал Б.М. Теплов.

Было принято считать, что творческие возможности в области музыки учащихся обычно общеобразовательных школ невелики. Кладезь гениальных педагогических мыслей помогла нащупать верный путь формирования детского музыкального творчества. К детским музыкальным творениям – таким хрупким – нельзя подходить со взрослой меркой. Музыкальное творчество не проявляется, проявляется только в сочинении «сложных музык», оно многообразное и разветвленное чем, кажется.

Включая музыкальное творчество в процессе общего музыкального образования школьников, считая его «высшим видом музыкальной самодеятельности», Б.В. Асафьев, вместе с тем, считал, что сочинение музыки в школе «недолжно быть предметом». Тем самым он ратовал за живой, увлекательный процесс постижения основ музыки и творчества, в противовес натаскиванию, схоластике и зубрёжке.

Формирование основ детского музыкального творчества задумано в широчайшем гуманитарном контексте, интеграции искусства, рука об руку с обучением, воспитанием, общим и художественным развитием личности учащего. Не зря же в своё время и поныне авторитетный Д.Б. Кабалевский убеждал общественность в том, что «общее музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всех детей».

Игровая форма – отличительная особенность, смысло-образующий фактор интеграции искусств. Игра – это реальная необходимая часть жизни ребенка. Игра – эстетическое явление. Эстетическое отношение воплощается в игре не только объективно, но и субъективно. Игровая деятельность как деятельность творческая захватывает ребенка целиком: его чувственные восприятия, образное мышление, его эмоции и интеллект, его и воображение, синкретизм игры выступает той основой из которой «произрастают различные виды художественной деятельности ребёнка и его приобщение к различным видам искусства». В работах самых различных учёных неопровержимо доказывается, что приобщение ребёнка к искусству осуществляется через игру.

Построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам учащихся, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации, труда.

На примере разных искусств раскрывается синтез речи, движения и музыки, способы их различной художественной трансформации. От ощущения выразительности речи, её интонации, темпа, ритма, с одной стороны, и пластики, эмоциональной окрашенности движения, с другой – учащиеся поднимается до осознания звука_-_высотности, сочинения простых ритмов, мелодии, танцевально- пластических композиций. Выстроенные сообразно дидактическому правилу «от простого к сложному», предлагаемые задания в то же время содержат возможность своеобразных забегов вперед и возвращений назад, повторений на новом уровне и ином материале. При этом методика предусматривает не столько усвоение предметно – дисциплинарных знаний, сколько направлена на максимальное творческое раскрытие личности. Именно поэтому предметно – ориентировочная позиция с обязательной информационно-контролирующей функцией уступает место организационно-стимулирующей позиции. В этом – тоже одно из слагаемых новизны.

Интегрированное привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей, выявлению общих художественных закономерностей. Стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа – все это включается в поток детского творчества.

Формирование детского творчества задумано в целостном образовательном процессе, при органическом вхождении ребенка в художественную культуру.

Выдвижение творческих и репродуктивных заданий следует в логике возрастания. Формирование положительной мотивации реализуется несколькими путями. Во первых, в процессе становления детского творчества гармонично вплетена психолого-коррекционная работа с целью привития социально – ценных установок, устранения неверия в свои силы во вторых, выступает мысль о высокой миссии гуманизма, добра: о творчество как воплощение лучших побуждений человека, о связи творчества с трудом. В-третьих, формирование положительной мотивации обеспечивается занимательностью, созданием ситуаций успеха, предвосхищением тех эмоций, которые желательно испытать учащемуся.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Понятие фразеологизма и его основные признаки
Фразеология (от греч. рhrasis, ‘выражение’ и logos ‘учение’) — фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составля ...

Особенности представления старшеклассников о семейной жизни
Исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. Существенное место в представлении молодеж ...

Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста
Говоря о ребёнке школьного возраста как активном, целенаправленном, внутренне мотивированном субъекте учебной деятельности, необходимо отметить, что этот возраст представлен, по меньшей мере, тремя разными возрастными группами, т.е. в качестве субъекта учебной деятельности выступает младший, средни ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru