Психологические особенности младших школьников

Страница 1

«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», - утверждал Б.В. Асафьев.

«Ранее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественного для ребёнка и вполне отвечает его потребностям и возможностям», - указывал Б.М. Теплов. {LINKS}

Было принято считать, что творческие возможности в области музыки учащихся обычно общеобразовательных школ невелики. Кладезь гениальных педагогических мыслей помогла нащупать верный путь формирования детского музыкального творчества. К детским музыкальным творениям – таким хрупким – нельзя подходить со взрослой меркой. Музыкальное творчество не проявляется, проявляется только в сочинении «сложных музык», оно многообразное и разветвленное чем, кажется.

Включая музыкальное творчество в процессе общего музыкального образования школьников, считая его «высшим видом музыкальной самодеятельности», Б.В. Асафьев, вместе с тем, считал, что сочинение музыки в школе «недолжно быть предметом». Тем самым он ратовал за живой, увлекательный процесс постижения основ музыки и творчества, в противовес натаскиванию, схоластике и зубрёжке.

Формирование основ детского музыкального творчества задумано в широчайшем гуманитарном контексте, интеграции искусства, рука об руку с обучением, воспитанием, общим и художественным развитием личности учащего. Не зря же в своё время и поныне авторитетный Д.Б. Кабалевский убеждал общественность в том, что «общее музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всех детей».

Игровая форма – отличительная особенность, смысло-образующий фактор интеграции искусств. Игра – это реальная необходимая часть жизни ребенка. Игра – эстетическое явление. Эстетическое отношение воплощается в игре не только объективно, но и субъективно. Игровая деятельность как деятельность творческая захватывает ребенка целиком: его чувственные восприятия, образное мышление, его эмоции и интеллект, его и воображение, синкретизм игры выступает той основой из которой «произрастают различные виды художественной деятельности ребёнка и его приобщение к различным видам искусства». В работах самых различных учёных неопровержимо доказывается, что приобщение ребёнка к искусству осуществляется через игру.

Построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам учащихся, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации, труда.

На примере разных искусств раскрывается синтез речи, движения и музыки, способы их различной художественной трансформации. От ощущения выразительности речи, её интонации, темпа, ритма, с одной стороны, и пластики, эмоциональной окрашенности движения, с другой – учащиеся поднимается до осознания звука_-_высотности, сочинения простых ритмов, мелодии, танцевально- пластических композиций. Выстроенные сообразно дидактическому правилу «от простого к сложному», предлагаемые задания в то же время содержат возможность своеобразных забегов вперед и возвращений назад, повторений на новом уровне и ином материале. При этом методика предусматривает не столько усвоение предметно – дисциплинарных знаний, сколько направлена на максимальное творческое раскрытие личности. Именно поэтому предметно – ориентировочная позиция с обязательной информационно-контролирующей функцией уступает место организационно-стимулирующей позиции. В этом – тоже одно из слагаемых новизны.

Интегрированное привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей, выявлению общих художественных закономерностей. Стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа – все это включается в поток детского творчества.

Формирование детского творчества задумано в целостном образовательном процессе, при органическом вхождении ребенка в художественную культуру.

Выдвижение творческих и репродуктивных заданий следует в логике возрастания. Формирование положительной мотивации реализуется несколькими путями. Во первых, в процессе становления детского творчества гармонично вплетена психолого-коррекционная работа с целью привития социально – ценных установок, устранения неверия в свои силы во вторых, выступает мысль о высокой миссии гуманизма, добра: о творчество как воплощение лучших побуждений человека, о связи творчества с трудом. В-третьих, формирование положительной мотивации обеспечивается занимательностью, созданием ситуаций успеха, предвосхищением тех эмоций, которые желательно испытать учащемуся.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Проблемы управления образовательной системой в контексте трансформации образования в России
Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия в принятии решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная. Централизованная модель управления системой обра ...

Методы использования межпредметных связей на уроке музыки
В первой главе были рассмотрены вопросы о роли межпредметных связей на современном уроке и наиболее важные моменты по проблеме формирования интереса. Задачи исследования – соединить эти понятия в единое целое, как систему формирования интереса к предмету «Музыка». Любой материал предлагаемый педаго ...

Подвижные игры различной направленности
выносливость скоростно-силовые быстрота коорди-национные комплексные Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели Прыжок за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в цель Конек-горбунок Догони! Помоги, друг! ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru