Выявление уровней развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Выявление уровней развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Страница 2

Достаточный уровень: высказывания отличаются четкой сюжетной линией, завершенностью, логичностью. Экспрессивные средства используются после непродолжительной паузы. В количественном соотношении лексическая выразительность достигает: эпитетов – 8–10, метафор – 6–7, сравнений – 5–6, гипербол – 3–4, литот – 4–5, синекдох – 3–4, повторов -10–12, стихотворных строк – 16–18 и т.п.), но употребление в разговорной речи некоторых из них (синекдох, литот) вызывает определенные трудности. Соотношение экспрессивной лексики к лексической массе языковой структуры сказочного текста составляет приблизительно 50,3%. Имеющиеся в речи типичные ошибки (нечеткость, непоследовательность изложения мыслей). В процессе пересказа сказки недостаточно используют специфические сказочные формулы, или перевирают их содержание.

Средний уровень: устная речь характеризуется неравномерностью. Дети употребляют ограниченное количество экспрессивных средств в разговорной речи – используют большей частью после напоминания (словесная инструкция, представленное начало). Лексическая наполняемость высказываний равняется 35–40% от общего лексического массива. Употребление экспрессивных средств в речи носит эпизодичный характер. В речи детей отсутствуют такие тропы, как синекдоха, литота). Фиксируются одиночные употребления в речи гиперболы – 1–2, метафоры – 3–4. Наиболее употребляемыми остаются эпитеты, повторы, сравнения, стихотворные строки. Тем не менее, обозначенные выше тропы употребляются в речи во время пересказа текстовых единиц по представленному началу, или после предыдущего напоминания. В речи дети почти не используют речевые обращения, которые имеются в сказочном тексте. Большей частью это касается зачинов, они выпадают из лексической структуры. У детей отсутствует понимание семантического значения экспрессивных единиц, они не могут объяснить дополнительное значение лексики, которая имеется в сказке.

Низкий уровень: Активный словарный запас детей равняется приблизительно 10–15% экспрессивной лексики, которую они используют лишь после предыдущей пропедевтической работы. Дети используют лишь одиночные элементы экспрессивности (эпитеты – 1–2, повторы – 3–4), стихотворные строки припоминают только с помощью воспитателя (отдельные слова). Использование в устных высказываниях эпитетов часто приводит к потере основной мысли сообщаемого. Типичные выражения в речи отсутствуют полностью. Дети не воспроизводят их в речи, даже, после напоминания.

Стадия неопределенности. Дети обозначенного уровня не смогли правильно выполнить ни одного задания, как при групповой, так и индивидуальной работе. У них отсутствует экспрессивная лексика, они не знают образных выражений и стихотворных строк знакомых сказок.

Как свидетельствует таблица, наибольшее количество воспроизводимой лексики представляла общеупотребительная. В приложении 2 показаны индивидуальные показатели по группам.

Таблица 2.7. Уровни развития экспрессивной речи старших дошкольников (констатирующий срез, в %)

Группы

Уровни

Высокий

Достаточный

Средний

Низкий

Стадия неопределенности

ЭГ

-

20

20

53,3

6,5

КГ

-

13,3

33,3

40,3

13,3

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по предмету. Наименее изученной и, в то же время, представляющей наибольший интерес ...

Психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
По мнению Д.Б. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразован ...

Методика организации и проведения подвижной игры
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательност ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru