Выявление уровней развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Выявление уровней развития экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Страница 2

Достаточный уровень: высказывания отличаются четкой сюжетной линией, завершенностью, логичностью. Экспрессивные средства используются после непродолжительной паузы. В количественном соотношении лексическая выразительность достигает: эпитетов – 8–10, метафор – 6–7, сравнений – 5–6, гипербол – 3–4, литот – 4–5, синекдох – 3–4, повторов -10–12, стихотворных строк – 16–18 и т.п.), но употребление в разговорной речи некоторых из них (синекдох, литот) вызывает определенные трудности. Соотношение экспрессивной лексики к лексической массе языковой структуры сказочного текста составляет приблизительно 50,3%. Имеющиеся в речи типичные ошибки (нечеткость, непоследовательность изложения мыслей). В процессе пересказа сказки недостаточно используют специфические сказочные формулы, или перевирают их содержание.

Средний уровень: устная речь характеризуется неравномерностью. Дети употребляют ограниченное количество экспрессивных средств в разговорной речи – используют большей частью после напоминания (словесная инструкция, представленное начало). Лексическая наполняемость высказываний равняется 35–40% от общего лексического массива. Употребление экспрессивных средств в речи носит эпизодичный характер. В речи детей отсутствуют такие тропы, как синекдоха, литота). Фиксируются одиночные употребления в речи гиперболы – 1–2, метафоры – 3–4. Наиболее употребляемыми остаются эпитеты, повторы, сравнения, стихотворные строки. Тем не менее, обозначенные выше тропы употребляются в речи во время пересказа текстовых единиц по представленному началу, или после предыдущего напоминания. В речи дети почти не используют речевые обращения, которые имеются в сказочном тексте. Большей частью это касается зачинов, они выпадают из лексической структуры. У детей отсутствует понимание семантического значения экспрессивных единиц, они не могут объяснить дополнительное значение лексики, которая имеется в сказке.

Низкий уровень: Активный словарный запас детей равняется приблизительно 10–15% экспрессивной лексики, которую они используют лишь после предыдущей пропедевтической работы. Дети используют лишь одиночные элементы экспрессивности (эпитеты – 1–2, повторы – 3–4), стихотворные строки припоминают только с помощью воспитателя (отдельные слова). Использование в устных высказываниях эпитетов часто приводит к потере основной мысли сообщаемого. Типичные выражения в речи отсутствуют полностью. Дети не воспроизводят их в речи, даже, после напоминания.

Стадия неопределенности. Дети обозначенного уровня не смогли правильно выполнить ни одного задания, как при групповой, так и индивидуальной работе. У них отсутствует экспрессивная лексика, они не знают образных выражений и стихотворных строк знакомых сказок.

Как свидетельствует таблица, наибольшее количество воспроизводимой лексики представляла общеупотребительная. В приложении 2 показаны индивидуальные показатели по группам.

Таблица 2.7. Уровни развития экспрессивной речи старших дошкольников (констатирующий срез, в %)

Группы

Уровни

Высокий

Достаточный

Средний

Низкий

Стадия неопределенности

ЭГ

-

20

20

53,3

6,5

КГ

-

13,3

33,3

40,3

13,3

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болез ...

Теоретическая модель Молодежного кампуса временного пребывания для выпускников сиротских учреждений, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
Одним из средств подготовки к самостоятельной и семейной жизни мы видим в усилении роли проживания учащихся-сирот в социальной гостинице, которую мы представляем структурным подразделением разработанной нами теоретической модели «Молодежный кампус». Молодежный кампус временного пребывания создается ...

Сущность здоровья и здорового образа жизни
Здоровье – это совокупность физического, психологического и социального благополучия. Здоровье понятие многостороннее и имеет несколько видов: 1) физическое; 2) психическое; 3) социальное; 4) индивидуальное; 5) общественное. Физическое здоровье – это здоровье тела человека, т. е. вес, рост должен с ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru