Описание содержания и методики проведения занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Описание содержания и методики проведения занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки

Страница 1

Цель формирующего эксперимента разработать и апробировать программу использования народных сказок в развитии экспрессивной лексики.

На формирующем этапе исследования была разработана лингводидактическая модель обогащения словарного запаса старших дошкольников экспрессивной лексикой, которая включала такие этапы: отборочно-аналитический, первично-ознакомительный, продуктивно-моделирующий и творческо-ипровизаторский.

Целью первого этапа выступил отбор и анализ сказок, которые соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и способствуют обогащению их словаря экспрессивной лексикой, которая присутствует в сказках, а также составление словарей – минимумов по содержанию сказок. Сказки анализировались по двум критериям: педагогическому и лингвистическому.

Работа проводилась в несколько этапов:

Первично-ознакомительный этап

продуктивно-моделирующего этапа

Творческо-ипровизаторский этап

Игра-драматизация.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Первично-ознакомительный этап был направлен на ознакомление детей с украинскими народными сказками, введение в словарь детей новой лексики. Содержательный аспект этого этапа предусматривал рассказывание народных сказок, проведение литературных викторин, показывание театров по содержанию сказок.

Целью продуктивно-моделирующего этапа вытсупила активизация экспрессивной лексики в разнообразных речевых ситуациях по содержанию украинских народных сказок. Содержательным аспектом данного этапа было приобщение дошкольников к учебно-речевой и художественно – речевой деятельности.

Творческо-ипровизаторский этап был направлен на самостоятельное использование детьми экспрессивной лексики в различных видах деятельности. Содержательный аспект этого этапа предусматривал дальнейшую активизацию в речи детей экспрессивной лексики в играх – драматизациях, инсценизациях, праздниках сказки и т.п.

На основе результатов проведённого констатирующего эксперимента мы определили задачи, педагогические условия и содержание формирующего этапа эксперимента по обогащению экспрессивной лексики старших дошкольников средствами народных сказок.

В процессе анализа ряда исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, нам удалось выделить особенности использования экспрессивной лексики детей 5–6 лет, среди которых:

– наличие представлений у детей о средствах выразительности;

– понимание детьми смыслового богатства слова; смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

– понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

– способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

– использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

– владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

– умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

– использование в речи синонимов и антонимов.

Нами были определены педагогические условия работы с народной сказкой, которые обеспечили обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста экспрессивной лексикой. Среди них – следующие:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Организация и методы исследования. Анализ полученных результатов
Выборка исследования включала 20 детей 7-10 лет, занимающиеся в ансамбле «Родничок» при МДОУ № 177, Ленинского района, г.Нижний Новгород. Это школьники 3-5 классов, занимающиеся хореографией в течение 1-2 лет. После контрольного тестирования в группе проводились дополнительные занятия по народному ...

Понятие трудного ребенка в начальной школе
Трудные дети – широкое и неоднородное понятие. Это дети, которые встречают трудности в освоении теоретических знаний программного обеспечения. Ребенок, который понимает, что ему не удается то, что другим дается легко, чувствует себя униженным. Это влияет на его моральное состояние. Есть дети, котор ...

Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей
Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии и успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, - это всегда социально-педагогическая деятельнос ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru