Описание содержания и методики проведения занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки

Педагогическая информация » Процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста » Описание содержания и методики проведения занятий по развитию экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки

Страница 4

Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. {LINKS}

До игры-драматизации в группе были проведены кукольные спектакли по сказкам «Зимовье зверей», «Хаврошечка» и др. и игры – беседы по сказкам. Поскольку для кукольного спектакля заранее отобраны определенные сцены, их можно повторить и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.

Игры разворачивались в специально созданном уголке сказок.

Работа проводилась на протяжении 9 месяцев с сентября 2009 г. по май 2009 г. Всего было проведено 18 занятия, которые проводились в первой половине дня 2 раза в месяц. Длительность занятия составляла 20 – 30 минут.

Вся работа проводилась на основе разработанного нами перспективного плана по ознакомлению детей с народной сказкой (таблица 2.8).

Таблица 2.8. Перспективный план работы с текстами русских народных сказок

Название сказки

Цель:

Методы, приемы

Сентябрь

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

2. Гуси-лебеди

Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь.

1. Рассказывание сказки.

2. Отгадывание загадок.

3. Дидактические игры:

«Какой, какая, какое?»

«Кто сумеет похвалить»

«От каждого по словечку» 4. Развивающая игра «А

если бы…»

Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать

5. Придумывание нового

названия сказки.

6. Придумывание нового

конца сказки.

Октябрь

1. Жихарка

2. Курочка, мышка и тетерев

Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры:

«Напишем письмо герою»

«Закончи предложение»

«Кто знает другое слово»

Развивающие игры:

«А если бы…»

«Хорошо-плохо»

Сочинение загадок.

Пересказ эпизода сказки от имени героя.

Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

Ноябрь

1. Лисичка со скалочкой

2. Золотое веретено

Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагателные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать названия качеств, действий. Активизировать словарь. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение. Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Пересказ с помощью иллюстрации.

Придумывание нового названия сказки.

Придумывание загадок.

Дидактические игры:

«Дополни предложение»

«Какой, какая, какое»

«Задай вопрос герою»

Развивающие игры:

«А если бы…»

«Хорошо-плохо»

Декабрь

1. Каша из топора

2. Заяц-хваста

Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать

Чтение сказки.

Беседа.

Дидактические игры:

«Кто сумеет похвалить»

«Назови ласково»

«Задумай слово»

«От каждого по словечку»

Развивающие игры:

«А если бы…»

«Хорошо-плохо»

подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.

Придумывание нового названия сказке.

Придумывание нового окончания сказки.

8. Изменение сюжета сказки.

Январь

1. Хаврошечка

2. Зимовье зверей

Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение строить связное высказы – вание. Упражнять в решении творческих задач.

Чтение сказки.

Беседа.

Изображение героев гео-

метрическими фигурами.

Рассказывание сказки по схеме.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Придумывание истории.

Придумывание нового названия сказки.

Придумывание другого конца сказки.

Развивающие игры:

«Хорошо-плохо»

«А если бы…»

Февраль

1. У страха глаза велики

2. Морозко

Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память.

Рассказ эпизода сказки по иллюстрации.

Дидактическая игра «Разные слова».

Самостоятельное состав – ление рассказа о любимом герое.

Март

1. Царевна-лягушка

2. Сивка-бурка

Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.

Дорисовывание кляксы на бумаге.

Дидактические игры:

«Бывает – не бывает»

«Речевые ситуации»

Придумывание сказочной истории про Кляксу.

Апрель

1. Мужик и медведь

2. Два мороза»

Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в

Дидактические игры: «Какой, какая, какое»

«Закончи предложение»

Придумывание сказочной

истории про игрушку.

3. Рисование истории.

предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику. Продолжать формирование умения самостоятельно составлять связное высказывание.

Май

1. Лиса и журавль

2. Царевна – лягушка

Формировать умения классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнооб – разные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Дидактические игры:

«Какое что бывает?»

«Что умеют делать звери?»

Рассмотривание картинки.

Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Принципы контролирования успеваемости
Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его техноло ...

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью
Умственно отсталые дети, помимо стойкого недоразвития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, вследствие органического поражения головного мозга, имеют сопутствующие дефекты развития и соматические заболевания. Это обстоятельство оказывает отрицательное влияние на усвоение умствен ...

Психология незрячих
Развитие психики при нарушениях зрения Одной из наиболее актуальных проблем специальной психологии является проблема межличностного взаимодействия инвалидов и физически здоровых людей. Изучение психики людей с ограниченными физическими возможностями, осознание трудностей, связанных с вхождением дет ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru