Взаимосвязь мотивов учения и успешности учебной деятельности

Страница 1

Исследование проводилось в гимназии № …г. . Выборку испытуемых составили 60 учеников: по 20 человек второго, третьего и четвертого классов. В составе выборки было 55% девочек и 45% мальчиков. Все дети обучаются в гимназии с первого класса.

Одним из важных показателей, свидетельствующем о познавательной мотивации, является наличие познавательной потребности. Как говорилось ранее, мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. {LINKS}

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению.

Учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целым комплексом разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

В исследовании стремились выяснить, какими конкретно мотивами побуждается учебная деятельность учащихся начальной школы, какие мотивы являются ведущими и какова их сила.

Целью нашего исследования является определение ведущих мотивов и силы мотивации учения младших школьников, и их влияние на успешность учебной деятельности. Исходя из выдвинутой цели, были определены методы исследования. Для того чтобы выявить мотивы учения младших школьников, был использован метод анкетирования .

Анкета носила проективный характер, имела инструкцию и 24 вопроса. Вопросы сгруппированы по трем разделам. В приложении А она приведена полностью. Результаты анкетирования – анкеты, обрабатывались в соответствии с ключом (таблица 3.1.).

Таблица 3.1

Ведущие мотивы учения

Мотивы

Знак

Высказывания школьников

1.

Получения хорошей оценки

Пол.х.оц.

Высказывание первого школьника

2.

Социальный

Соц.

Высказывание второго школьника

3.

Познавательный

Поз.

Высказывание третьего школьника

4.

Перспективный

Пер.

Высказывание четвертого школьника

5.

Личностного роста

Лич.р.

Высказывание пятого школьника

6.

Получения похвалы учителя

Пол.п.уч.

Высказывание шестого школьника

7.

Желание порадовать родителей

Жел.п.р.

Высказывание седьмого школьника

8.

Избегания наказания

Изб.нак.

Высказывание восьмого школьника

Ведущий мотив учения определялся по преобладающим ответам ученика. Если во всех трех случаях ученик выбирает один и тот же мотив, то знак этого мотива ставится в графе «ведущий мотив учения». Если в двух случаях из трех, ученик выбирает один и тот же мотив, в графе «ведущий мотив учения» ставится знак того мотива, который выбирается дважды. Если во всех трех случаях ученик указывает разные мотивы учения, в графе «ведущий мотив учения» ставится знак «мот. не сфор.» - мотив не сформирован.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Мотивация изучения алгоритмов
Понятие «алгоритм» является основным, неопределяемым. Сущность его на содержательно-интуитивном уровне может быть описана следующим образом: алгоритм – понятное предписание, указывающее, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить с данными, чтобы решить задачу данного типа. Дл ...

Психолого–педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10 – 11 лет (I – IV классы школы). В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения ...

Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника
Как научить правильно писать – эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Известн ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru