Распад СССР и его последствия для образования

Педагогическая информация » Книги, по которым учились поколения россиян » Распад СССР и его последствия для образования

Страница 1

На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории России, страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не только в социально-экономическом плане, но неузнаваемо трансформировались система ценностей и ориентиров, идеалы и мировоззрение граждан бывшего СССР. В 1991 году, после шести лет "перестройки" был дан старт болезненной и гигантской по своим масштабам и задачам компании по реформированию управления страной и народным хозяйством, внутриполитического устройства внешнеполитической стратегии. {LINKS}

Все это не замедлило отразиться как на духовном мире, так на быте граждан бывшего СССР. Пагубна была вся система - неэффективная командно-административная экономика, лживая и утопичная идеология, полное отсутствие вразумительной национальной политики в многонациональном государстве и, наконец, у нас отобрали нашу историю до 1917 года, наши традиции, всевозможнейшими путями и, надо отметить не безуспешно, искореняли в народе то, с чем он жил почти тысячу лет - православие. Таким образом, необходимость коренного реформирования не то что назрела - она была жизненно необходима.

С распадом СССР в начале 1990-х годов в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Например, если раньше учебники для всей страны издавало «Просвещение», то в 2007 году этим занимались 95 издательств, а количество издаваемых учебников выросло на порядки. Так, по истории на весь период обучения есть более 70 различных учебников. Демонополизация рынка учебного книгоиздания привела к появлению множества издательских домов, специализирующихся на образовательной литературе. Государство осуществляет контроль качества учебников. На основе экспертизы учебнику присваивается гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении. Учебники, имеющие гриф, составляют Федеральный перечень, который обновляется каждый год. До недавнего времени оценкой учебников занимался Федеральный экспертный совет (ФЭС); теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Контролем качества учебников занимается также Департамент государственной политики в сфере образования.

В настоящее время в образовательной среде обсуждается вопрос об ограничении плюрализма школьных учебников: их стало слишком много, и учителям зачастую трудно выбрать подходящий вариант из десятка имеющихся. Выдвигаются предложения сократить число версий до трёх штук (по каждому предмету, для каждого класса).

В Настоящее время утвержден Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 22 декабря 2009 года за №17785).

Введение нового стандарта требует и появления принципиально новых учебников и учебных пособий.

Безусловно, работа в этом направлении начата. Ожидается и экспертиза учебников и учебных пособий с целью определения их содержания современным научным представлениям, а главное, соответствия содержания федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования, возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы. Современный школьник должен получить в руки не столько носителя информации, сколько навигатора, помогающего ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому новые учебники должны измениться не только в содержательном плане, но и структурно. Учебник должен быть технологичен, удобен, информативен, современен.

Учителя начальной школы занимаются с детьми по различным комплектам, выбор которых индивидуален. Часто учитель, школа выбирают тот учебник, с которым, как они считают, можно эффективнее организовать образовательный процесс.

Если ранее учебник должен был соответствовать основному содержательному минимуму стандарта, то сейчас этого содержания в стандарте нет. Новый стандарт представляет собой систему требований к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре, к условиям, в которых эти результаты должны быть достигнуты. Поскольку так радикально изменился ФГОС, должны быть значительно обновлены и учебники в соответствии с системой требований, прописанной в стандарте.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению ...

Появление арифметических действий
Содержание курса арифметики в разные времена у разных народов было весьма различно. Индийцы, например, причисляли извлечение кубического корня к элементарным арифметическим операциям. С другой стороны, руководство профессора Пурбаха (1423-1491гг.) первого профессора Венского университета, читавшего ...

Значение урока русского языка. Понятие словарного запаса
В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru