Распад СССР и его последствия для образования

Педагогическая информация » Книги, по которым учились поколения россиян » Распад СССР и его последствия для образования

Страница 1

На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории России, страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не только в социально-экономическом плане, но неузнаваемо трансформировались система ценностей и ориентиров, идеалы и мировоззрение граждан бывшего СССР. В 1991 году, после шести лет "перестройки" был дан старт болезненной и гигантской по своим масштабам и задачам компании по реформированию управления страной и народным хозяйством, внутриполитического устройства внешнеполитической стратегии. {LINKS}

Все это не замедлило отразиться как на духовном мире, так на быте граждан бывшего СССР. Пагубна была вся система - неэффективная командно-административная экономика, лживая и утопичная идеология, полное отсутствие вразумительной национальной политики в многонациональном государстве и, наконец, у нас отобрали нашу историю до 1917 года, наши традиции, всевозможнейшими путями и, надо отметить не безуспешно, искореняли в народе то, с чем он жил почти тысячу лет - православие. Таким образом, необходимость коренного реформирования не то что назрела - она была жизненно необходима.

С распадом СССР в начале 1990-х годов в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Например, если раньше учебники для всей страны издавало «Просвещение», то в 2007 году этим занимались 95 издательств, а количество издаваемых учебников выросло на порядки. Так, по истории на весь период обучения есть более 70 различных учебников. Демонополизация рынка учебного книгоиздания привела к появлению множества издательских домов, специализирующихся на образовательной литературе. Государство осуществляет контроль качества учебников. На основе экспертизы учебнику присваивается гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении. Учебники, имеющие гриф, составляют Федеральный перечень, который обновляется каждый год. До недавнего времени оценкой учебников занимался Федеральный экспертный совет (ФЭС); теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Контролем качества учебников занимается также Департамент государственной политики в сфере образования.

В настоящее время в образовательной среде обсуждается вопрос об ограничении плюрализма школьных учебников: их стало слишком много, и учителям зачастую трудно выбрать подходящий вариант из десятка имеющихся. Выдвигаются предложения сократить число версий до трёх штук (по каждому предмету, для каждого класса).

В Настоящее время утвержден Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 22 декабря 2009 года за №17785).

Введение нового стандарта требует и появления принципиально новых учебников и учебных пособий.

Безусловно, работа в этом направлении начата. Ожидается и экспертиза учебников и учебных пособий с целью определения их содержания современным научным представлениям, а главное, соответствия содержания федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования, возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы. Современный школьник должен получить в руки не столько носителя информации, сколько навигатора, помогающего ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому новые учебники должны измениться не только в содержательном плане, но и структурно. Учебник должен быть технологичен, удобен, информативен, современен.

Учителя начальной школы занимаются с детьми по различным комплектам, выбор которых индивидуален. Часто учитель, школа выбирают тот учебник, с которым, как они считают, можно эффективнее организовать образовательный процесс.

Если ранее учебник должен был соответствовать основному содержательному минимуму стандарта, то сейчас этого содержания в стандарте нет. Новый стандарт представляет собой систему требований к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре, к условиям, в которых эти результаты должны быть достигнуты. Поскольку так радикально изменился ФГОС, должны быть значительно обновлены и учебники в соответствии с системой требований, прописанной в стандарте.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Мыслительные процессы
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разноо ...

Характеристика занятий по изобразительной деятельности и их значение в развитии навыков пейзажному рисованию
Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их, взаимосвязях и отношениях. По содержанию замысла детский рисунок очень рано, является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становитс ...

Структура речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет п ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru