В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова глагол «сопровождать» употребляется в значении «проходить с кем-то часть пути, ехать с кем-нибудь в качестве спутника или провожатого». Аналогичное лексическое значение рассматриваемой словоформы предлагают С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, по мнению которых, «сопровождать» кого-то означает «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь»; «сопровождать» какой-либо процесс или действие - «производить что-то одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь». {LINKS}
В «Большом толковом словаре русского языка» «сопровождение» обозначает действия: «следовать вместе с кем-либо, находясь рядом, ведя кого-либо или идя за кем-либо; производить одновременно с кем (чем)-либо, сопутствовать чему-либо; служить приложением, дополнением; постоянно быть, иметь место во время пути с кем-либо, чем-либо; производить, совершать действие вместе, одновременно с другими людьми; прилагать к чему-либо, дополнять чем-либо».
Осухова Н.Г., опираясь на этимологию слова, в ситуации сопровождения выделила три основных компонента: «путник», «сопровождающий» и «путь, который они проходят вместе». Анализируя варианты лексического значения слова «путник», она пришла к заключению о том, что такой ряд многозначности дает возможность убедиться не только в богатстве русского языка, но и в пригодности этого слова для обозначения самых разных вариантов помощи личности.
В русской литературе «путь» - философская категория, понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие значения, как «жизненный путь», «духовный путь», что придает понятию «сопровождение» иной смысл - «наставничество человека, находящегося в процессе экзистенциального поиска». В этом контексте, по словам Н.Г. Осуховой, заложены идеи общего отрезка в пространстве и времени, общих динамических отношений между участниками, совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия, защиты от опасностей и помощи, которую оказывает сопровождающий как человек более опытный, уже ходивший этим путем и знающий его особенности.
В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого. Педагогическое сопровождение дифференцируется в соответствии с доминирующими задачами, которые реализуют педагоги. Можно, например, говорить о дидактическом сопровождении, целью которого является поддержка самостоятельной учебной деятельности, о коррекционном сопровождении детей, имеющих особые нужды.
Социально-психологическое сопровождение имеет свою специфику и направленно, прежде всего, на поддержку воспитанника в построении им своих социальных отношений, на обучение молодого человека новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Социально-психологическое сопровождение человека – это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных психолого-педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.
Нами выделены цель и задачи социально-психологического сопровождения. Цель социально-психологического сопровождения – содействие социально-психологической адаптации, обеспечение благоприятных условий для коррекции, развития и адресной поддержки учащихся-сирот в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности, способность получения ими профессионального образования и гармоничного вхождения в социум.
Задачи:
защита и улучшение положения выпускников-сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации, комплексное решение проблем социализации учащихся-сирот, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия;
психологическая диагностика с целью выявления проблем и трудностей социально-профессиональной адаптации и гармоничной интеграции в обществе;
помощь в социально-профессиональной адаптации (адаптационные сборы, тренинги, консультирование), в случае необходимости реализация программ коррекции тех или иных нежелательных качеств и свойств личности;
создание адресной поддержки учащихся-сирот в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий и образовательных программ;
обеспечение доступности социальной реабилитации, адаптации и интеграции в социум;
создание условий для личностного развития, психологического благополучия и оздоровления учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
достижение уровня толерантности через осознание и признание абсолютного приоритета безопасности человеческой жизни как непреходящей ценности.
Помимо выше перечисленных, необходимо выделить инвариантные инструментальные функции, обеспечивающие решение всех перечисленных задач. К ним относятся: информационно-диагностическая, коммуникативная, прогностическая и организаторская функции.
Великая педагогика:
Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в
степени дебильности
Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате VIII вида. В исследовании принимали участие 15 учеников 1 класса (12 мальчиков, 3 девочки; возраст от 8 до 11 лет) и 15 учеников 4 класса (11 мальчиков, 4 девочки; возраст от 11 до 14 лет). Диагноз: олигофр ...
Индивидуализация воспитания трудных детей в начальной школе
Воспитательные воздействия влияют на ученика не прямо. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Под последними он понимал личность человека. Мы уже употребляли это понятие выше. Но сейчас есть смысл привести его определение. Лич ...
Психофизиологические основы компенсации
Физиологической основой компенсации дефекта служит учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. П.К. Анохин показал, что компенсация дефекта – частный случай рефлекторной деятельности центральной нервной системы. В основе компенсации лежат те же нервные механизмы, что и при нормально функцион ...