Социально-психологическое сопровождение учащихся-сирот с целью обеспечения благоприятных условий для саморазвития

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Социально-психологическое сопровождение учащихся-сирот с целью обеспечения благоприятных условий для саморазвития

Страница 2

Реализация информационно-диагностической функции социально-психологического сопровождения предполагает выявление причин возникающих у молодых людей в процессе вхождения в профессиональную среду проблем и затруднений, выбор наиболее подходящего психолого-педагогического средства и создание благоприятных условий для решения этих проблем. Задачами диагностики являются: во-первых, контроль динамики профессионального развития молодых людей и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а во-вторых, установление правильного направления профессионального развития. {LINKS}

Реализация диагностической функции социально-психологического сопровождения предполагает прохождение ряда этапов:

изучение практического запроса;

формулировка проблемы;

выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

выбор метода решения проблемы;

использование метода;

формулировка социально-педагогического диагноза;

7) поиск средств организации развивающей работы с молодыми людьми.

Рассматривая реализацию коммуникативной функции социально-психологического сопровождения, его субъекты должны четко представлять, что протяженность, форма, глубина общения с молодым человеком определяются, прежде всего, их необходимостью и достаточностью для разрешения его затруднений. Необходимы соответствующая подготовка к общению, установление контакта, совместное переживание проблемы, поиск ее решения; постоянное уточнение ролей участников коммуникации, а также коррекция состояния. Соблюдение правила субъектности предполагает, что подросток активен, он самостоятельно разрешает затруднение с помощью педагога.

Для достижения целей социально-психологического сопровождения большое значение имеет реализация прогностической функции. Суть этой реализации - в обосновании определенного прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными молодыми людьми на производстве, базирующегося на достоверных данных, и создание на основе этого прогноза проекта взаимодействия с воспитанником.

Реализация организаторской функции предполагает использование организуемых сопровождающим ситуаций, мероприятий для решения проблем, возникших у выпускников профессиональных учреждений для сирот. Такие ситуации имеют большое значение для социально-психологического сопровождения, если они эмоционально значимы для них и осознаются ими как событие своей жизни.

Значительную роль в решении проблем выпускников может сыграть медико-социально-психолого-педагогическая служба учреждения профессионального образования для сирот. При контакте социального педагога с подопечным выявляются проблемы, определяются способы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из учреждения выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, составлении деловых бумаг; каждому из них нужен «пакет необходимых документов»; они должны быть сориентированы в том, в какие учреждения необходимо обращаться в каждом отдельном случае (Шипицына Л.М.).

Сама подростковая группа формируется в условиях противостояния взрослому миру в лице педагогов и, как следствие, отрицает позитивные социальные ценности и нормы культуры. Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с социально-психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Коррекция должна быть направлена на развитие установок социального сотрудничества, тенденций, предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнёру и желание помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и помощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Специфика коррекционной работы с этой категорией подростков, по мнению психологов, состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых группах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая её на новую ступень взаимодействия.

Социально-психологическая диагностика и программы сопровождения

В рамах социально-психологического сопровождения производится комплексная диагностика каждого воспитанника при его поступлении с целью выявления у него социальных навыков, характерологических особенностей личности и профессиональной направленности. С этой целью разрабатываются диагностические карты уровня социального развития, психологических особенностей и т.д. На основании психодиагностики составляется, индивидуальна программа работы с воспитанником, которая затем обсуждается психолого-педагогическим консилиумом, чтобы определить путь его дальнейшего развития.

Нами выделены этапы социально-психологического сопровождения:

Подготовительный – сбор первичной информации, диагностика, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения:

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Специальные педагогические науки
Специальные (коррекционные) педагогические науки – логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы и средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Так, например, логопедия занимается обу ...

Подвижные игры различной направленности
выносливость скоростно-силовые быстрота коорди-национные комплексные Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели Прыжок за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в цель Конек-горбунок Догони! Помоги, друг! ...

Методика решения уравнений и неравенств
Уравнения и неравенства ‑ традиционная тема школьного курса математики, занимающая большое место, начиная с младших классов, где простейшие уравнения и неравенства до введения теории на основе свойств арифметических действий, и кончая старшими классами, где решаются трансцендентные уравнения. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru