Характеристика студентов ВУЗа и разработка рекомендаций по формированию будущих специалистов по направлениям

Педагогическая информация » Роль психологических аспектов педагогического процесса в формировании будущего специалиста » Характеристика студентов ВУЗа и разработка рекомендаций по формированию будущих специалистов по направлениям

Страница 1

В начале работы сформируем требования к психологическим личностным качествам будущего специалиста, которые необходимы для того, чтобы занять достойное место в жизни. К ним относятся: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости; определенная доля агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; любовь к фантазированию и построения планов на будущее, открытость (по отношению другим и новому); терпимость; развитость интуиции; стрессоустойчивость; оптимизм как философия жизни и т. п.

Из мыслительных личностных качеств следует особо выделить такие: аналитичность; рефлексивность; быстрота реакции; креативность; наблюдательность; критичность мышления; целостность мышления.

Из поведенческих - коммуникабельность, инициативность, предприимчивость, способность к импровизации, способность к релаксации, способность идти на риск, способность руководить и подчиняться, ответственность.

Личностные качества формируются как под влиянием внутренних факторов, зависящих от самой личности (ее направленности, способностей, характера и самоконтроля), так и внешних, зависящих от окружающей среды, в которой находится личность.

Личностные качества можно сформировать за счет индивидуального развития личности. По мере того, как психологи осознавали, что идеи индивидуального развития способствуют успеху, они стали разрабатывать обучающие программы "личного роста". Разработан ряд полезных идей относительно индивидуального развития:

каждый несет ответственность за свое обучение;

воспринимая свободно высказываемые взгляды окружающих, люди формируют представление о самих себе;

эффект обучения выше, если знания приобретаются непосредственно, а не через вторые руки;

человек должен иметь шанс для личных достижений и творческой деятельности;

вариантов решений гораздо больше, чем обычно признается людьми;

эмоции и чувства играют важную роль в жизни каждого человека, мы же по недоразумению зачастую игнорируем их;

взаимоотношения с другими людьми часто бывают гораздо глубже, чем нам кажется;

чрезвычайно важно выявлять индивидуальность каждого человека.

Если студент не может себе позволить курсы обучения, посвященные индивидуальному развитию, он может использовать принципы этого обучения в своей повседневной жизни. Ведь индивидуальное развитие прочно базируется на одной идее: у каждого человека есть нереализованный потенциал. Конечно, существуют пределы индивидуальных способностей: возраст, здоровье, семейная ситуация, образование, вполне реальные ограничения может накладывать внешняя среда и прочее. Однако, если он попробует хотя бы отчасти преодолеть те ограничения, которые видит, то окажется, что многие из них лишь казались непреодолимыми. Но для этого нужно решиться попробовать.

Индивидуальное развитие зависит от устранения естественных пределов и ограничений не меньше, чем от приобретения новых навыков и знаний. Вот лишь некоторые из многочисленных факторов, которые мешают молодым людям реализовывать свой потенциал.

Влияние семьи. В начале жизни дети накапливают знания об окружающем мире. Жизненный опыт не позволяет ребенку узнать о существующих возможностях, выработать соответствующий способ поведения. Ребенку свойственно подражать поведению родителей и других значимых для него людей, воспроизводить их отношения, хотя бывает, что он ведет себя противоположным образом. Но почти всегда дети усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе. Сформировавшие людей установки коренятся так глубоко, что их влияние обычно не замечается, и человек может прожить всю жизнь, реализуя "программу", заложенную еще в детстве.

Собственная инерция. Иногда люди смиряются с невозможностью перемен и развития. Вероятно, они пытаются что-то изменить, но у них ничего не получается. Удрученные неудачей, они спрашивают: "В чем дело?" Подобная ситуация может иметь серьезные последствия, поскольку эти люди капитулируют раньше, чем выложатся по-настоящему, и в итоге подрывают всякую вероятность успеха. Любая перемена возможна лишь при условии преодоления инерции, а это требует затрат энергии и настойчивости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Предмет педагогики
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Объектом исследования в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики – определяющие развити ...

Особенности педагогического коллектива
Разработка проблемы целей воспитания, формирования детского коллектива в отечественной педагогической науке инициировала поиск оптимальной модели педагогического коллектива, его саморазвития и самодвижения. В. А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои ...

Мотивация изучения математических понятий
Начальным этапом формирования понятий является мотивация. Сущность этого этапа заключается в подчеркивании важности изучения понятия, в побуждении школьников к целенаправленной и активной деятельности, в возбуждении интереса к изучению понятия. Мотивация может осуществляться как по средствам привле ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru