Психологический анализ учебной деятельности

Страница 1

Теория деятельности возникла еще в древности. Но психологическую теорию деятельности создали наши отечественные ученые: Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн . Первые подходы к учению как к деятельности были заложены трудами Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Подходы к учению как к ведущему виду деятельности ребенка обозначены А. Н. Леонтьевым.

С. Л. Рубинштейн выделил учение в особый вид деятельности: « .учение выделяется как особый вид деятельности, для которого научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью».

Данное высказывание содержит несколько важных моментов:

учение - это деятельность, при чем особый вид деятельности,

цель учения и результат учения как деятельности совпадают,

результатом и целью учения является научение, овладение знаниями и навыками.

Учебная деятельность выделяется из других видов как специфическая деятельность.

Существует несколько подходов к ее определению. Согласно Д. Б. Элъконину, «учебная деятельность — это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий … такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть…мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы собственного роста» собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у школьников, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности»

Учебная деятельность является весьма специфическим видом деятельности и имеет ряд особенностей. Одна из них, по мнению Д. Б. Эльконина, состоит в том, что целью и результатом учебной деятельности «являются изменения самого субъекта, которые заключаются в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект». Развивая эту мысль, Д.Б.Эльконин отмечает, что учебная деятельность — «это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. В этом заключается ее основная особенность.

Отсюда вытекают следующие положения:

ученик выступает не только в качестве субъекта учебной деятельности, но и в качестве ее объекта;

учебная деятельность имеет место лишь в том случае, когда определенные изменения в субъекте являются не только результатом деятельности, но и соответствуют ее целям.

То, что обучаемый является объектом деятельности, констатируется в ряде психологических работ. Но обычно отмечают, что учащийся выступает и объектом обучения, и субъектом учебной деятельности. Данное положение следует дополнить: в учебной деятельности обучаемый выступает не только как субъект, но и объект. Это обусловлено тем, что целью такой деятельности являются изменения в самом учащемся. Учебный предмет, который изучает обучаемый, — это не объект его деятельности, а ее материал (как объект он выступает лишь в деятельности специалистов в области обучения при разработке (проектировании) учебного предмета).

2. Второй, очень важной особенностью учебной деятельности является то, что изменения субъекта должны соответствовать цели учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Индивидуальное развитие личности сироты
Говоря об индивидуальном развитии нельзя обойтись без научного термина «онтогенез». Онтогенез – индивидуальное развитие человека – процесс, во многом повторяющий историю вида: в пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве - социокультурный путь человечества. Разные ...

Контингент воспитанников в 2010-2012 г.г
На сегодняшний день в ЦРТДиЮ укомплектовано 15 объединений, в которых занимаются дети в основном района Красного камня (что объясняется пограничным положением Центра). Режим работы определен Положением о режиме работы ЦРТДиЮ и работает 7 дней в неделю с 08.00 до 20.00, с 15 сентября по 31 мая. В ка ...

Определение исходного уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников в совместной взросло-детской деятельности
Для подтверждения теоретических положений нашего исследования был проведен психолого-педагогический эксперимент в двух старших группах на базе МБДОУ центр развития ребенка детский сад первой категории № 81 «Мальвина» г. Сургута Тюменской области ХМАО – Югры. Исследованием было охвачено на этапе кон ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru