Психологический анализ учебной деятельности

Страница 4

Усвоение знаний происходит в единстве с усвоением способов действия с ними. Термин способ действия в психологической науке трактуется по-разному.

Термин «способ действия» в психологической науке трактуется по-разному. Так, Е. И. Машбиц относит к способу действия систему операций, «с помощью которых осуществляются преобразования предмета действия для достижения цели . Способы действия определяются особенностями предмета, целей, орудий (средств) и условий действия» . В. В. Давыдов полагает, что способы действия— это системы операций, ведущие к открытию, обнаружению обучаемым тех свойств и качеств предмета, в отношении которых осуществляется его практическое преобразование . Мы подразумеваем под способом действия систему операций, которая обеспечивает решение учебных задач определенного типа. П. Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина выделяют в способе действия исполнительную, ориентировочную, контрольную части. Исполнительная часть деятельности непосредственно обеспечивает преобразование объектов учебной деятельности и получение результата. Следует отметить, что этот результат еще не является конечным продуктом учебной деятельности, поскольку, как отмечалось выше, такой продукт — это изменения в обучаемом. Цель здесь заключается в освоении процедуры получения результата.

Контрольно-оценочная часть направлена на проверку правильности результатов как ориентировочной части, так и исполнительной, на отслеживание хода выполнения деятельности, т.е. решения задачи, на проверку соответствия ее намеченному плану, на соотнесение продукта деятельности с ее целью. Контроль правильности решения задачи обучаемым означает направленность его сознания на собственную деятельность, на абстракцию и обобщение осуществляемых действий. В случае обнаружения ошибки, отклонения от правильного хода действия возникает необходимость исправления, коррекции деятельности.

Как любая деятельность учебная деятельность возникает с постановки цели. Диапазон учебных целей весьма широк - от формирования у обучаемого умений осуществлять профессиональную деятельность в целом до усвоения обучаемым конкретной темы или вопроса учебной программы. Первые называют отдаленными, вторые - ближайшими учебными целями. Понятно, что достижение отдаленных целей — процесс длительный и сложный. Успех его во многом определяется тем, насколько верно сформулированы ближайшие цели, насколько эффективно организован процесс их достижения.

Можно согласиться с выделением трех групп учебных целей. К первой группе относятся самые общие цели, определяемые направлением работы системы образования, ко второй группе — так называемые конструктивные цели, фиксирующие, что должно быть сформировано у обучаемого на определенном этапе обучения. Третью группу составляют оперативные цели, задаваемые в процессе реализации учебной программы, например, в процессе изучения той или иной темы, на том или ином занятии. Оперативные цели, как правило, являются ближайшими.

В нынешних условиях общие цели задаются законами об образовании, документами Министерства образования и науки. Они едины для всех учащихся начальной школы.

Исходя из того, что учебная деятельность осуществляется в рамках обучающей деятельности оперативные цели обучения ставятся учителем. Цель как раз направляет деятельность ученика туда, где должен быть получен результат. Цели учебной деятельности должны быть реально достижимыми, конкретными, проверяемыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Урок – пресс-конференция
Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Пер ...

Общение как фактор формирования личности
Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следующие три периода разработки названной проблемы: Исследование В.М.Бехтерева – он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека о влиянии группы на индиви ...

Технология социально-педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении
Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе, и, следуя очевидной логике Концепции модернизации российского образования, которая предполагает ориентацию образовательной системы на новое качество, возможно, предположить, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самооп ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru