Психологический анализ учебной деятельности

Страница 3

Основой любого обучения служит его содержание, так как именно для усвоения содержания и организуется это обучение. Содержание обучения – это особым образом сконструированная и логически выстроенная информационная модель осваиваемой деятельности. женские зимние куртки пуховики интернет магазин, пуховики и зимние женские куртки купить недорого{LINKS}

Подход к процессу учения как к деятельности требует принципиального рассмотрения соотношения знаний и умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности обучаемого. Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность, или действие, связанную с данными знаниями.

По мнению Н.Ф.Талызиной вместо двух проблем - передать знания и сформировать умения по их применению – перед учеником теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.

Педагогическая психология уже давно установила, что знаниям можно научиться только в процессе их использования в деятельности, только оперируя ими. Это обусловлено тем, что усвоение знаний происходит одновременно с освоением способов действия с ними. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Диалектическое понимание здесь заключается в том, что приобрести знания означает выполнить с их помощью какую-нибудь деятельность.

Общепринятым считается положение, согласно которому в состав учебного материала входят три компоненты: знания, умения, навыки. Термин знания здесь употребляется в смысле учебной информации, подлежащей усвоению. Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике. Навык представляет собой особое умение, сформированное путем повторения в различных условиях; при этом действие выполняется без активного контроля сознания.

Структуру знаний образуют структурные единицы изучаемого материала. Они представляют собой минимальные порции учебного материала, имеющие смысловую ценность на данном этапе изучения предмета. В психологии, например, такими единицами являются понятия, принципы закономерности, теории и т.п.

Расчленение изучаемого материала на структурные единицы происходит согласно логике построения, а используются структурные единицы согласно логике использования, причем логика построения может отличаться от логики использования. Это обстоятельство влечет за собой необходимость переструктурирования единиц, что является очень трудной задачей для обучаемого. Чтобы перейти от логики построения к логике использования, необходимо осуществить глубокий анализ своих знаний и действий. Этот анализ можно назвать процессом усвоения знаний. Таким образом, учебная деятельность обучаемых включает в себя действия по уяснению содержания обучения и действия по его обработке. Следовательно, необходимой компонентой учебного материала является система действий, выполняя которые обучаемый мог бы выявить логические связи изучаемой структурной единицы с теми, которые уже усвоены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Структура социальных служб и учреждений работающих с детьми группы риска
В настоящее время в России нет четко структурной системы социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска. Социально-педагогичекой поддержкой и реабилитацией детей занимаются различные социальные учреждения. Термин социально-педагогическая поддержка детства, был предложен Северным А. ...

Экспериментальная работа по изучению свойств арифметических действий по авторским учебникам
При изучении данной проблемы решили провести небольшую экспериментальную работу. Базой экспериментальной работы был Башкирский лицей им.Р. Уметбаева г. Сибай. С этой целью мы провели уроки по учебникам Н.Б. Истоминой и М.И. Моро. Урок 1. Тема: Переместительное свойство сложения (учебник Н.Б. Истоми ...

Восприятие времени
В отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление о времени как таковом, но и представление о его размерности. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, ин­тервалы. Появляется переживание не просто длительности или последователь­ности, но и определенной ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru