Преждевременное разочарование. Порой человек начинает заниматься саморазвитием, но терпит неудачи и деморализуется. Любое препятствие вызывает у него упадок сил, поэтому результат достигается незначительный. Когда устанавливается позиция "ничего нельзя сделать", неудачи будут повторяться. В реальной действительности могут возникать серьезные препятствия, и человек в столкновении с ними может спасовать. Однако преодолев чувство разочарования, он получает возможность вступить в борьбу с удвоенными усилиями. {LINKS}
Недостаток поддержки. Индивидуальное развитие часто предполагает тесные контакты с другими людьми. Когда человек пытается что-либо изменить, возникает определенный риск: возможны неудачи, неопределенность, нарушение сложившегося порядка вещей. Поддержка других людей помогает преодолеть неизбежные трудности, возникающие в ходе перемен. Сравнивая себя с другими, люди лучше осознают собственные достоинства.
Неадекватная обратная связь. Каждый человек судит и оценивает других. Иногда эти оценки сродни комплименту, но чаще они критичны. Нередко можно видеть реакцию других, наблюдать, как они осуществляют выбор, решают проблемы. Но очень редко вы ощущаете себя свободным в выражении своих чувств и представлений о других, во многих социальных группах даже принято считать, что это просто невежливо. В результате, к сожалению, пропадает ценная информация, которая была бы весьма кстати для развития человека.
Враждебность других. Каждый человек вовлечен в тонкую паутину социальных отношений с людьми, которые хотят сохранить свои вложения в данного человека неизменными, им необходим человек, которого они знают. Любая происходящая в вас перемена может угрожать им или вносить в их жизнь дискомфорт. Часто не понимая, что с вами происходит, они стараются всячески саботировать ваши попытки что-либо изменить, подвергая их сомнению, высмеивая, а порой вступая с вами в прямой конфликт.
Недостаточность ресурсов. Есть люди, которые проще, чем другие осуществляют всякие перемены. Например, возможности выбора для одаренного студента 21 года во много раз выше, чем для 60-ти летнего человека с плохим здоровьем. Иногда человек случайно совершает важный прорыв, несмотря на кажущуюся безысходность ситуации. Это, как правило, исключения, а каждому человеку целесообразно со всей объективностью оценивать свои возможности и ресурсы. Заманчивые фантазии могут волновать воображение, но реальный рост берет свое начало в будничных событиях и поступках.
Индивидуальное развитие — это процесс, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей ее красоте. Индивидуальное развитие — это борьба с трудностями и принятие риска быть более открытым и правдивым во всех сферах своей жизнедеятельности.
На формирование личностных качеств будущего специалиста существенное влияние может оказать создание психологической службы в ВУЗе. В самом общем виде функцию психологической службы в ВУЗе можно определить как организацию психологической помощи студентам и преподавателям; анализ психологического климата в коллективах и причин часто возникающих (типичных) трудностей (особенно причин ухода студентов из ВУЗа); проведение тестовых обследований; выдача руководству ВУЗа рекомендаций по преодолению выявленных недостатков. Психологическая помощь может осуществляться через консультирование (студентов и преподавателей) и профессиональную ориентацию (в основном студентов). Последняя включает в себя, прежде всего, проблемы выбора профессиональной карьеры и путей подготовки к ней, что, в свою очередь, предполагает выявление и учет индивидуальных особенностей студентов.
Консультирование может касаться собственно проблем обучения (трудности с усвоением материала, формированием учебных навыков, организацией учебной деятельности и т.п.) и личностных проблем (эмоциональные перегрузки, конфликты с преподавателями и сверстниками, повышенная тревожность, фобии, любовные неудачи и т.п.). Консультанты обычно обращают внимание и на другие проблемы, могущие повлиять на психологическое состояние студентов, — здоровье, финансы, жилье, питание и т. п.
Великая педагогика:
Уроки-диалоги в школе
Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог», применяемый в обучении, используется в трех смы ...
Классификация и характеристика
подвижных игр
Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространст ...
Различное понимание качества образования
При использовании в образовательном контексте понятие "качество" приобретает существенно иной смысл. Абсолютное понятие "высокого качества" не имеет ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем не менее, в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникае ...