Характеристика студентов ВУЗа и разработка рекомендаций по формированию будущих специалистов по направлениям

Педагогическая информация » Роль психологических аспектов педагогического процесса в формировании будущего специалиста » Характеристика студентов ВУЗа и разработка рекомендаций по формированию будущих специалистов по направлениям

Страница 3

В зависимости от величины ВУЗа, а также от характера задач психологической службы, ее штат может включать профессиональных консультантов, не ведущих преподавательской работы, или совместителей, которые сочетают работу консультанта с чтением курсов по психологии или педагогике. В некоторых вузах оказывается достаточно много студентов с «пограничными состояниями», для которых требуется уже психиатрическая помощь. Это делает особенно актуальной координацию работы психологической службы с социальными и медицинскими службами. Чтобы «проблемные студенты» (часто обращающиеся за психологической помощью) полностью не оттеснили своих более благополучных, но тоже в некоторых случаях нуждающихся в психологической помощи товарищей от консультантов, иногда вводятся ограничения на число обращений в психологическую службу для одного студента. {LINKS}

Методы психологического консультирования в ВУЗе включают: совет; тренировку или специальное обучение; интерпретацию ситуации, проблемы; разъяснение мысли, положения, факта или эмоционального состояния; увещевание, осуждение, проявление симпатии; все виды недирективного общения; интервью, психологическое тестирование, групповые дискуссии и т.п В значительной степени круг проблем, решаемых психологической службой западных ВУЗов, близок к тому, что в нашей традиции обозначается термином «воспитание». Консультанты стремятся помочь студентам лучше понять себя, создать благоприятные условия для принятия адекватных решений, развить ценностные установки, содействовать выработке «Я-концепции» и готовности к коллективной деятельности. При этом в качестве параметров развития студентов используют оценки таких качеств, как компетентность, способность управлять своими эмоциями, самостоятельность и др.

Психологическая помощь, коррекция поведения и личностных черт необходимы при уже возникших психологических проблемах. Но еще важнее предотвращать их появление, т.е. превентивная работа психологической службы. Для этого желательно сплошное психологическое обследование студентов первого курса с выявлением областей потенциальных трудностей, которые могут возникнуть в силу особенностей личности, познавательной сферы или уровня подготовки конкретного студента. При этом работа должна вестись не только со студентами, но и с преподавателями, а также с работни­ками деканатов с целью информирования последних о тех или иных особенностях отдельных студентов, которые с большой вероятностью приведут к серьезным проблемам в обучении и воспитании (группа риска). Особое внимание должно быть уделено конфиденциальности передаваемой информации.

Взаимодействуя с окружающим миром, реализуя свою активность и умение обращаться, студент вынужден соотносить свои поступки с людьми.

Межличностное общение очень сложный феномен в жизни студента и человечества в целом. Проблема общения занимает одно из центральных мест в жизни каждого человека, и студента в том числе. Знание сущности общения, его законов и особенностей необходимо каждому для повышения общего качества жизни, для успешности в профессиональной деятельности.

Функции общения можно рассматривать на разных уровнях:

1) на уровне жизнедеятельности конкретного человека;

2) на уровне разрешения конкретной ситуации взаимодействия.

Помимо этих интегральных функций выделяют еще восемь межличностных функций, реализуемых в любом процессе взаимодействия и обеспечивающих достижение определенных целей:

1) контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержанию взаимодействия;

2) информационная функция — обмен информацией, сообщениями, мнениями, решениями, состояниями;

3) побудительная функция — стимулирование партнера по общению, направление действий для организации совместной деятельности;

4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, а также взаимопонимание партнерами друг друга;

6) функция амотивации — целенаправленное возбуждение в партнере нужных вам эмоций и переживаний, изменение с помощью партнера собственных переживаний и состояний — "обмен эмоциями";

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Великая педагогика:

Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами ...

Понятие и значение целей
Цель – это образ того результата, который стремится получить субъект, выполняя те или иные действия. Но не всякий такой образ является целью. Цель – не просто образ желаемого результата (в этом она совпадает и с прекраснодушными мечтаниями, прожектами и т.п.), а образ результата, во-первых, с фикси ...

Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками в свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся им в семью. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru