В зависимости от величины ВУЗа, а также от характера задач психологической службы, ее штат может включать профессиональных консультантов, не ведущих преподавательской работы, или совместителей, которые сочетают работу консультанта с чтением курсов по психологии или педагогике. В некоторых вузах оказывается достаточно много студентов с «пограничными состояниями», для которых требуется уже психиатрическая помощь. Это делает особенно актуальной координацию работы психологической службы с социальными и медицинскими службами. Чтобы «проблемные студенты» (часто обращающиеся за психологической помощью) полностью не оттеснили своих более благополучных, но тоже в некоторых случаях нуждающихся в психологической помощи товарищей от консультантов, иногда вводятся ограничения на число обращений в психологическую службу для одного студента. {LINKS}
Методы психологического консультирования в ВУЗе включают: совет; тренировку или специальное обучение; интерпретацию ситуации, проблемы; разъяснение мысли, положения, факта или эмоционального состояния; увещевание, осуждение, проявление симпатии; все виды недирективного общения; интервью, психологическое тестирование, групповые дискуссии и т.п В значительной степени круг проблем, решаемых психологической службой западных ВУЗов, близок к тому, что в нашей традиции обозначается термином «воспитание». Консультанты стремятся помочь студентам лучше понять себя, создать благоприятные условия для принятия адекватных решений, развить ценностные установки, содействовать выработке «Я-концепции» и готовности к коллективной деятельности. При этом в качестве параметров развития студентов используют оценки таких качеств, как компетентность, способность управлять своими эмоциями, самостоятельность и др.
Психологическая помощь, коррекция поведения и личностных черт необходимы при уже возникших психологических проблемах. Но еще важнее предотвращать их появление, т.е. превентивная работа психологической службы. Для этого желательно сплошное психологическое обследование студентов первого курса с выявлением областей потенциальных трудностей, которые могут возникнуть в силу особенностей личности, познавательной сферы или уровня подготовки конкретного студента. При этом работа должна вестись не только со студентами, но и с преподавателями, а также с работниками деканатов с целью информирования последних о тех или иных особенностях отдельных студентов, которые с большой вероятностью приведут к серьезным проблемам в обучении и воспитании (группа риска). Особое внимание должно быть уделено конфиденциальности передаваемой информации.
Взаимодействуя с окружающим миром, реализуя свою активность и умение обращаться, студент вынужден соотносить свои поступки с людьми.
Межличностное общение очень сложный феномен в жизни студента и человечества в целом. Проблема общения занимает одно из центральных мест в жизни каждого человека, и студента в том числе. Знание сущности общения, его законов и особенностей необходимо каждому для повышения общего качества жизни, для успешности в профессиональной деятельности.
Функции общения можно рассматривать на разных уровнях:
1) на уровне жизнедеятельности конкретного человека;
2) на уровне разрешения конкретной ситуации взаимодействия.
Помимо этих интегральных функций выделяют еще восемь межличностных функций, реализуемых в любом процессе взаимодействия и обеспечивающих достижение определенных целей:
1) контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержанию взаимодействия;
2) информационная функция — обмен информацией, сообщениями, мнениями, решениями, состояниями;
3) побудительная функция — стимулирование партнера по общению, направление действий для организации совместной деятельности;
4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, а также взаимопонимание партнерами друг друга;
6) функция амотивации — целенаправленное возбуждение в партнере нужных вам эмоций и переживаний, изменение с помощью партнера собственных переживаний и состояний — "обмен эмоциями";
Великая педагогика:
Педагогическое тестирование, преимущества и
недостатки тестового контроля знаний
Тестирование как одна из форм контроля знаний Виды тестового контроля знаний Тестирование как одна из форм контроля знаний Одна из важных задач квалиметрии - быстрая и надежная оценка знаний человека. Теория педагогических тестов рассматривается как часть педагогической квалиметрии. Исследовалось с ...
Использование традиций народной педагогики в
малочисленных сельских школах
Как известно, воспитание в традициях русской народной педагогической культуры никогда не противопоставлялось обучению. Наследуя в своей профессиональной деятельности прогрессивные народные педагогические традиции, современные педагоги рассматривают образование как неотъемлимую часть несоизмеримо бо ...
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация ...