В зависимости от величины ВУЗа, а также от характера задач психологической службы, ее штат может включать профессиональных консультантов, не ведущих преподавательской работы, или совместителей, которые сочетают работу консультанта с чтением курсов по психологии или педагогике. В некоторых вузах оказывается достаточно много студентов с «пограничными состояниями», для которых требуется уже психиатрическая помощь. Это делает особенно актуальной координацию работы психологической службы с социальными и медицинскими службами. Чтобы «проблемные студенты» (часто обращающиеся за психологической помощью) полностью не оттеснили своих более благополучных, но тоже в некоторых случаях нуждающихся в психологической помощи товарищей от консультантов, иногда вводятся ограничения на число обращений в психологическую службу для одного студента. {LINKS}
Методы психологического консультирования в ВУЗе включают: совет; тренировку или специальное обучение; интерпретацию ситуации, проблемы; разъяснение мысли, положения, факта или эмоционального состояния; увещевание, осуждение, проявление симпатии; все виды недирективного общения; интервью, психологическое тестирование, групповые дискуссии и т.п В значительной степени круг проблем, решаемых психологической службой западных ВУЗов, близок к тому, что в нашей традиции обозначается термином «воспитание». Консультанты стремятся помочь студентам лучше понять себя, создать благоприятные условия для принятия адекватных решений, развить ценностные установки, содействовать выработке «Я-концепции» и готовности к коллективной деятельности. При этом в качестве параметров развития студентов используют оценки таких качеств, как компетентность, способность управлять своими эмоциями, самостоятельность и др.
Психологическая помощь, коррекция поведения и личностных черт необходимы при уже возникших психологических проблемах. Но еще важнее предотвращать их появление, т.е. превентивная работа психологической службы. Для этого желательно сплошное психологическое обследование студентов первого курса с выявлением областей потенциальных трудностей, которые могут возникнуть в силу особенностей личности, познавательной сферы или уровня подготовки конкретного студента. При этом работа должна вестись не только со студентами, но и с преподавателями, а также с работниками деканатов с целью информирования последних о тех или иных особенностях отдельных студентов, которые с большой вероятностью приведут к серьезным проблемам в обучении и воспитании (группа риска). Особое внимание должно быть уделено конфиденциальности передаваемой информации.
Взаимодействуя с окружающим миром, реализуя свою активность и умение обращаться, студент вынужден соотносить свои поступки с людьми.
Межличностное общение очень сложный феномен в жизни студента и человечества в целом. Проблема общения занимает одно из центральных мест в жизни каждого человека, и студента в том числе. Знание сущности общения, его законов и особенностей необходимо каждому для повышения общего качества жизни, для успешности в профессиональной деятельности.
Функции общения можно рассматривать на разных уровнях:
1) на уровне жизнедеятельности конкретного человека;
2) на уровне разрешения конкретной ситуации взаимодействия.
Помимо этих интегральных функций выделяют еще восемь межличностных функций, реализуемых в любом процессе взаимодействия и обеспечивающих достижение определенных целей:
1) контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержанию взаимодействия;
2) информационная функция — обмен информацией, сообщениями, мнениями, решениями, состояниями;
3) побудительная функция — стимулирование партнера по общению, направление действий для организации совместной деятельности;
4) координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
5) функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, а также взаимопонимание партнерами друг друга;
6) функция амотивации — целенаправленное возбуждение в партнере нужных вам эмоций и переживаний, изменение с помощью партнера собственных переживаний и состояний — "обмен эмоциями";
Великая педагогика:
Рекомендации по накоплению фактического материала для проведения уроков
тематического рисования
На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают большое место и имеют важное значение в развитии творчества детей. Анализируя порядок проведения уроков многими учителями, а также внутреннюю связь между уроками по различным видам работ (рисование с натуры, на темы и т. д.), отметим н ...
Организация работы школьного оздоровительного лагеря
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Цель летней практики - вооружить студентов знанием различных технологий по развитию личности учащегося в п ...
Духовно-нравственные качества социального работника
Деятельность социального работника – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, общению. Специалист по социальной работе должен обладать навыками влияния не только на клиента, но и на его ближайшее окружение, на ситуацию в социуме. Успешность решения социальным работником профессиона ...