Целью логопедического обследования является выявление нарушений у детей с общим недоразвитием речи и последующая помощь в преодолении этих нарушений
Задачи: -сбор анамнестических данных; -обследование речевых и неречевых функций; -постановка логопедического заключения; -составление перспективного плана индивидуальной коррекционной работы {LINKS}
Методика обследования:
Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребёнка, со сбора сведений о нём от медицинского персонала, учителей, воспитателей и родственников, а затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата (его анатомических и двигательных особенностей), фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодической организации речи), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, чтения и письма. Обследование речи детей рекомендуется проводить с помощью наглядного материала, предлагаемого О.Е. Грибковой и Т.П. Бессоновой; О.Б. Иншаковой ; В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко. В ходе логопедического исследования на каждого обследуемого составляется речевая карта - карта обследования речи, в которую логопед записывает все получаемые данные в определённой последовательности.
I. Общие сведения
Содержание вопроса |
ФИО |
Дата рождения |
Домашний адрес |
Заключение психоневролога |
Состояние органов слуха и носоглотки |
Данные окулиста |
Посещал ли дошкольное учреждение |
Посещает ли спец школу |
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений |
Данные о родителях |
Общий анамнез - от какой беременности - характер беременности - течение родов - рост и вес при рождении - на какие сутки выписан из роддома - вскармливание - особенности питания - перенесенные заболевания |
Раннее психомоторное развитие - когда стал держать голову - когда стал самостоятельно садиться, ходить - когда появились зубы -поведение ребенка до года |
Речевой анамнез - гуление, лепет - первые слова, фразы - как шло развитие речи - с какого времени замечено нарушение речи - Занимался ли с логопедом - Характеристика речи в настоящий момент |
II. Обследование состояния общей моторики
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб
2. Исследование произвольного торможения движений
3. Исследование статической координации движений
4. Исследование динамической координации движений
5. Исследование пространственной организации (по подражанию)
6. Исследование темпа
7. Исследование ритмического чувства
III. Обследование произвольной моторики пальцев рук
IV. Обследование артикуляционного аппарата
1. Носогубные складки – выражены, симметричны
2. Рот – закрыт, слюнотечение отсутствует
3. Губы – норма
4. Зубы – норма
5. Прикус – норма
6. Строение челюсти – норма.
7. Язык – норма
8. Подъязычная уздечка – норма
9. Маленький язычок – норма
10. Мягкое небо – норма
11. Твердое небо - готическое.
- Обследование моторики артикуляционного аппарата:
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу
2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции
3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции
4. Исследование двигательной функции мягкого неба
5. Исследование продолжительности и силы выдоха
- Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
- Обследование мимической мускулатуры:
1. Исследование объема и качества движения мышц лба
2. Исследование объема и качества движений мышц глаз
3. Исследование объема и качества движений мышц щек
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции
V. Обследование фонетической стороны речи:
-обследование произношения звуков.
Великая педагогика:
Механизмы макроуправления образованием
Успешность управления региональной образовательной системой зависит в значительной степени от успешности проектной деятельности, которая представляет собой ядро управленческой деятельности и от того, насколько качественными получаются продукты этой деятельности, воплощенные в проектно-нормативную д ...
Принципы синергетики и проблема управления образованием
Синергетика в сфере образования и педагогики несет большой эвристический потенциал, дает не только новый язык для перевода известных положений и терминов, но и эволюционную методологию управления образовательным процессом с учетом феноменов самоорганизации в образовательном пространстве. Методологи ...
Сценарий урока по литературе, направленный на воспитание
чувства ответственности
Задачи урока: 1) образовательная: закрепление навыков анализа текстов. 2) развивающая: совершенствование умения выразительно читать различные виды текстов; развитие умений проводить лингвистическое наблюдение над языковыми особенностями текста; развитие умения аргументировано излагать собственную т ...