Следующим этапом был тест для детей, целью которого было исследование творческого воображения. В основу этого теста была положена методика Е.П. Торренса “Неполные фигуры”.
Ее можно применить в несколько измененном виде. Используются уже знакомые ребенку фигуры (квадрат, круг и треугольник) и элементы предметных изображений. {LINKS}
Выбор указанного варианта задания объясняется тем, что предлагаемые в нем наглядные опоры активизируют всю психическую деятельность детей. Процесс дорисовывания и создания воображаемой картины позволяет выявить особенности операций анализа, синтеза, способности видеть целое раньше частей. Ребенок подчиняет свое воображение поставленной задаче, создавая новый целостный образ с использованием данной фигуры. В то же время предложение нарисовать картину обеспечивает условия для фантазирования, проявления внутренней позиции.
Процедура проведения: ребенку дают одну из геометрических фигур, изображенную на чистом листе бумаги (в центре), цветные карандаши. На выполнение отводится 10 - 12 минут. Затем работу забирают и поочередно предлагают следующие фигуры.
Критерии оценки детских работ. За основы были взяты следующие показатели:
Принятие задачи (понимание инструкции);
Наличие и стойкость интереса к деятельности;
Способность использовать образы восприятий, памяти;
Владение способами творческой деятельности (способность к перекомбинированию образов);
Продуктивность и вариативность созданных образов (запас представлений об окружающем);
Оригинальность образов (элементы творчества);
Эмоциональная насыщенность образов.
Качественные уровни состояния творческого воображения:
0 уровень - не принимает задачу, рисует что-то свое
1 уровень - дорисовывает фигуру, но изображение схематичное, без деталей
2 уровень - изображает отдельный объект, но уже с разными деталями ("опредмечивание")
3 уровень - изображает объект, включенный в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта появляется "поле вещей"
4 уровень - изображает несколько объектов по воображаемому сюжету, создается целостная композиция. Возможно многогранное использование данной фигуры
5 уровень - изображает предложенную фигуру как второстепенную деталь образа в каком-то воображаемом сюжете. Задача решается по типу "включения"
Результаты теста показали, что 25% детей имеют высокий уровень творческого воображения, средний и низкий уровень у 37,5% детей. Эти результаты подтвердились при проведении заключительного этапа I констатирующего эксперимента - анализа продуктов деятельности (рисунков).
По завершении этого исследовательского этапа работы можно констатировать зависимость характера выполнения заданий от овладения детьми структурными (имеющийся запас представлений, чувственный опыт) и операциональными (механизмы и действия воображения на основе имеющегося опыта и представлений) компонентами воображения от наличия и возможности использования словесных и наглядных опор, от обученности детей приемам преобразования образов восприятий, памяти и представлений. Также можно обозначить причины несформированности воображения у ребенка: трудности восприятия пространственных отношений, неспособность видеть целое по отдельным частям, непонимание причинно - следственных зависимостей, малый запас сведений об окружающем мире, бедность и неточность представлений, несформированность познавательных интересов и др. Это важно знать, чтобы сделать более целенаправленным и эффективным весь процесс работы по развитию детского творчества, формированию воображения у детей.
Великая педагогика:
Экспериментально-практическая работа по развитию динамической координации в
пространстве незрячих и частичновидящих детей
В рижском специализированном детском дошкольном учреждении № 204 в 1990-1991 учебном году впервые открылась группа для незрячих и частичновидящих детей. Ее посещали 7 детей. 1. Оля Д. 5л. атрофия зрительных нервов, тотальная слепота. 2. Дима Н.3г. ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. 3. ...
Практические основы авторской театрально-педагогической технологии
«Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Работа по этому разделу строилась на основе новейших методик и приемов для развития разговорной, диалогической, монологической, ...
Половое воспитание и психосексуальное здоровье
несовершеннолетних
Приходится с сожалением констатировать тот факт, что современная психолого-педагогическая наука и практика совершенно неоправданно недооценивают остроты проблем полового воспитания и межполовых отношений юношества. Известно, что эти проблемы всегда был, достаточно актуальными: стоит пересмотреть до ...