Анализируя выявленные трудности у детей, мы предположили, что процесс развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, при использовании разработанного комплекса занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы. {LINKS}
Для проверки нашей гипотезы нами был проведен формирующий эксперимент, целью которого являлось развитие детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Основными задачами, поставленными в ходе формирующего эксперимента, были:
Развитие творчества (сюжетное рисование)
Развитие воображения (сюжетное рисование, рассматривание картин природы, чтение стихотворений)
Обогащение зрительного и эмоционального опыта (наблюдения за объектами и явлениями природы)
Закрепление полученного опыта с целью его дальнейшего сохранения (беседы по накопленному опыту)
Обогащение цветовой палитры детей (сюжетное рисование, наблюдения, рассматривание картин природы)
Для реализации этих задач нами были разработаны:
Комплекс занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник;
Комплекс наблюдений за природными объектами и явлениями;
Комплекс бесед по временам года.
Наблюдение в ходе эксперимента за деятельностью детей, позволило утверждать, что рисунки детей стали богаты по содержанию, насыщенны разнообразными деталями, работы стали отличаться точностью в передаче строения предмета, заметно возросла самостоятельность в выполнении задания.
При проведении контрольного эксперимента мы использовали такие методики, как беседа с воспитателем, беседа с детьми, анализ продуктов деятельности (рисунков).
Целью данного этапа являлось выявление конечного уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Первый этап беседа с воспитателем (Приложение № 8) показал, что у детей повысился уровень интереса к изобразительной деятельности, отмечается высокая самостоятельность в выполнении задания, разнообразие созданных замыслов. Воспитатель отметила положительную динамику в творческом развитии детей, как в подгруппе, так и индивидуально у каждого. Высокую эффективность имела индивидуальная работа, которая значительно помогла в повышении уровня творчества.
Качественный и количественный анализ показал, что в группе детей, 2 человека (25 %) имеют уровень, близкий к среднему, 3 человека (37, 5%) имеют уровень выше среднего и 3 человека (37, 5%) имеют уровень, близкий к высокому. Общий средний показатель развития творчества стал выше среднего, и составил 2, 34 балла.
Сравнив полученные данные с показателями начального уровня, мы увидели, что у 2 детей повысился свои показатели с низкого на средний уровень (Данил М., Саша Б.), у 3 детей уровень стал выше среднего (Кирилл С., Ира С., Саша Т.) и 3 детей имеют уровень, близкий к высокому (Лера З., Нонна М., Даша Э.)
Таким образом, обобщая результаты исследования, мы можем увидеть, что уровень творчества у детей данной экспериментальной группы стал выше, чем был в начале эксперимента. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что сюжетное рисование может служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий по сюжетному рисованию, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.
Великая педагогика:
Содержание образовательного процесса
В соответствии с п.5 ст.14 и п.2.6 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательные программы. Образовательная программа учреждения – документ, определяющий содержание образования определенного у ...
Теоретические основы современных технологий в образовании
Идея непрерывного образования может быть реализована в современных условиях, если и общеобразовательная, и высшая школы смогут эффективно решить задачи по передаче накопленного опыта молодому поколению: обучить методам работы с информацией, методам создания новых знаний, а самое важное — методам по ...
Методика использования предметно-развивающей среды как средство
экологического воспитания
Одним из важнейших культурообразующих компонентов среды жизни дошкольника является экологический компонент. Под «экологией детства» можно понимать организацию такого образовательного пространства, которая бы сохраняла истинно человеческую гуманитарную составляющую в развитии ребёнка. Основа экологи ...