Этапы и методы экспериментального исследования

Страница 6

Анализируя выявленные трудности у детей, мы предположили, что процесс развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, при использовании разработанного комплекса занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.

Для проверки нашей гипотезы нами был проведен формирующий эксперимент, целью которого являлось развитие детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами, поставленными в ходе формирующего эксперимента, были:

Развитие творчества (сюжетное рисование)

Развитие воображения (сюжетное рисование, рассматривание картин природы, чтение стихотворений)

Обогащение зрительного и эмоционального опыта (наблюдения за объектами и явлениями природы)

Закрепление полученного опыта с целью его дальнейшего сохранения (беседы по накопленному опыту)

Обогащение цветовой палитры детей (сюжетное рисование, наблюдения, рассматривание картин природы)

Для реализации этих задач нами были разработаны:

Комплекс занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник;

Комплекс наблюдений за природными объектами и явлениями;

Комплекс бесед по временам года.

Наблюдение в ходе эксперимента за деятельностью детей, позволило утверждать, что рисунки детей стали богаты по содержанию, насыщенны разнообразными деталями, работы стали отличаться точностью в передаче строения предмета, заметно возросла самостоятельность в выполнении задания.

При проведении контрольного эксперимента мы использовали такие методики, как беседа с воспитателем, беседа с детьми, анализ продуктов деятельности (рисунков).

Целью данного этапа являлось выявление конечного уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста.

Первый этап беседа с воспитателем (Приложение № 8) показал, что у детей повысился уровень интереса к изобразительной деятельности, отмечается высокая самостоятельность в выполнении задания, разнообразие созданных замыслов. Воспитатель отметила положительную динамику в творческом развитии детей, как в подгруппе, так и индивидуально у каждого. Высокую эффективность имела индивидуальная работа, которая значительно помогла в повышении уровня творчества.

Качественный и количественный анализ показал, что в группе детей, 2 человека (25 %) имеют уровень, близкий к среднему, 3 человека (37, 5%) имеют уровень выше среднего и 3 человека (37, 5%) имеют уровень, близкий к высокому. Общий средний показатель развития творчества стал выше среднего, и составил 2, 34 балла.

Сравнив полученные данные с показателями начального уровня, мы увидели, что у 2 детей повысился свои показатели с низкого на средний уровень (Данил М., Саша Б.), у 3 детей уровень стал выше среднего (Кирилл С., Ира С., Саша Т.) и 3 детей имеют уровень, близкий к высокому (Лера З., Нонна М., Даша Э.)

Таким образом, обобщая результаты исследования, мы можем увидеть, что уровень творчества у детей данной экспериментальной группы стал выше, чем был в начале эксперимента. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что сюжетное рисование может служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий по сюжетному рисованию, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Великая педагогика:

Особенности физического развития детей, занимающихся хореографией
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в пер ...

Характеристика основных активных методов обучения
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколь­ко приобщи ...

Искусство и технология воспитания
Теория воспитания как самостоятельная часть педагогической на­уки оформилась в XIX в., в начале которого немецкий педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт выделил теорию воспитания как вторую, равноценную обучению часть педагогики. В 1806 году вышел его ос­новной труд со знаменательным названием « ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru