Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот

Страница 7

Согласно исследованиям, дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях с раннего возраста, испытывают эмоциональные и сенсорные лишения, что изменяет их психическое развитие, поэтому контингент таких учреждений принято относить к группе высокого риска по структурированию психических расстройств и поведенческих девиаций.

Дети отличаются крайней обидчивостью, конфликтностью, агрессивностью, негативными реакциями. Для многих характерна неуверенность в себе, тревожность, затруднение вступления в контакт с другими людьми. Самозащита выражается чаще в виде аффективных, разрушительных тенденций. Для детей характерно двигательное беспокойство, снижение волевой активности.

Исследования показывают, что формирование представлений о своей будущей профессии у воспитанников интернатных учреждений и учащихся общеобразовательных учреждений идут разными путями.

В массовой школе на протяжении подросткового возраста число профессий, которые выбирают ребята, увеличивается. В школе-интернате наблюдается обратная картина: с возрастом количество выбираемых профессий начинает концентрироваться вокруг тех специальностей, которым обучают в ПТУ или техникумах, куда, как правило, идут воспитанники после 9 и 11 классов.

Профессиональные намерения воспитанников интернатных учреждений носят неопределенный характер или совсем отсутствуют. Подростки часто не указывают конкретную профессию, а говорят: "Я хотел бы получить хорошую специальность". Это свидетельствует о незнании воспитанниками интернатных учреждений мира профессий, их содержательной стороны, в том числе и будущей профессии.

Изучение профессиональных намерений выпускников интернатных учреждений показало, что для них наиболее престижными являются такие профессии, как водитель автомобиля, маляр, крановщик. Выбор этих профессий обусловлен легкостью приобретения, а также тем, что в них можно сравнительно быстро реализовать стремление получить экономическую самостоятельность.

Психологический анализ социально-профессиональной адаптации показывает, что этот процесс в интернатном учреждении существенно отличается от обычной школы. В обычной школе вначале формируются некоторые идеальные представления о своей будущей профессии, которые впоследствии (8-9 классы) сменяются вполне реальными. Причем часто возникают достаточно сложные, противоречащие отношения между этими представлениями. У воспитанников же интернатных учреждений достаточно рано складываются реалистические представления о своей будущей профессии.

Особых усилий при выборе профессии требует формирование системы внутренней регуляции, навыков самоанализа, самовоспитания, а так же формирование жизненных и профессиональных планов. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные воспитанники очень часто, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, что создает весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности воспитанника школы-интерната.

Поэтому нужно, чтобы воспитанники, которые по разным причинам не могут хорошо овладеть общеобразовательными предметами, не теряли веру в себя, а так же в то, что они вырастут полезными гражданами страны. Необходимо сформировать у них далекую перспективу профессиональной деятельности, расширять круг интересов. Подготовка к социально-профессиональной адаптации воспитанников должна начинаться рано.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни
Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно распределить время. Детский педиатр Д.Т. Сургунов подчеркивал: «Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, го ...

Двигательный навык и его формирование в процессе обучения
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон – физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных ...

Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике
Прогрессивные педагоги во все времена уделяли повышенное внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. В высказываниях по этому поводу подчеркивается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка, ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение е ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru