Характеристика речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогическая информация » Логопедическая работа с детьми старшей группы специального детского сада с общим нарушением речи » Характеристика речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 1

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е. 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания.

Дети часто забывают сложные инструкции (трёх-четырёхступенчатые), опускают некоторые элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

Например, детям предлагается выполнить аппликацию: наклеить на бумагу макет домику (крыша - красного цвета, стена - квадратная, жёлтая), а рядом ёлочку из трёх зелёных треугольников. На столе перед детьми разложены пять зелёных треугольников и несколько треугольников и квадратов разных цветов. Как правило, дети выполняют такое задание частично: наклеивают домик из деталей других цветов, а ёлочку - из всех имеющихся треугольников зелёного цвета, не придерживаясь точно инструкции.

У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной инструкции и

особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Например, им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстёгивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.).

Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими аномалиями.

Чрезвычайно важной и во многом ещё не совсем решённой проблемой является отграничение детей с общим недоразвитием речи и сохранным интеллектом от детей с первичным интеллектуальным дефектом. Это осложняется тем, что умственное недоразвитие часто также сопровождается речевой патологией, которая имеет ряд специфических проявлений.

У умственно отсталых детей так же, как у детей с общим недоразвитием речи, отмечается позднее появление активной речи, но отличие состоит в том, что понимание речи окружающих у них наступает значительно позже. Отмечается также большой временной интервал между появлением первых слов и последующим пополнением словарного запаса. На ранних этапах развития наблюдаются штампы, персеверации, эхолалия; на более высоких ступенях речевого развития отсутствуют словотворчество и звуковые поиски.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Планирование
Планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективные пути его достижения. Это орудие мудрых людей. Планирование – это процесс принятия решений. Элементы планирования: · Результаты – определение целей и задач; · Средства – выбор политики (определенного правила, способа действия), прогр ...

Практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Работа по этому разделу строилась на основе новейших методик и приемов для развития разговорной, диалогической, монологической, ...

Подготовка детей-сирот к будущей жизнедеятельности
Подготовка к самостоятельной взрослой, семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализация и интеграция в современное общество после выпуска из детского дома является серьезной и актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане. Одним из важнейших условий ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru