Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников

Педагогическая информация » Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников

Страница 1

Проблема правового нигилизма как реальности нашего общества, источников его формирования и теоретической основы достаточно хорошо изучена в исследованиях отечественных теоретиков права. В последнее время внимание ученых часто обращается на широкое распространение данного явления в подростковой среде. Проявление правового нигилизма в повседневной жизни в виде девиантного, отклоняющегося поведения подростков является объектом исследования психологов, педагогов. Существует убеждение, что тяжелая социально-экономическая ситуация в стране является главным источником правового нигилизма подрастающего поколения. Внимание общества приковано к явным, вопиющим фактам подростковой преступности, беспризорности. {LINKS}

Вместе с тем, большинство детей живет в обычных семьях, среднестатистических, которые в школе называют "благополучными". В данном исследовании делается попытка рассмотреть источники формирования правового нигилизма у среднестатистического школьника из "нормальной" семьи, возраст - 14-16 лет. Важным для исследования является то, что все школьники данной категории изучают курс права (в рамках курса "обществознание"), то есть нельзя говорить об их полной правовой безграмотности.

Цель исследования: выявить роль семьи в формирования правового нигилизма у школьников и предложить некоторое усовершенствование законодательства для снижения остроты этой проблемы.

Задачи исследования:

изучить теорию вопроса;

опытным путем определить степень влияния правового нигилизма родителей на формирование этого качества у их детей;

провести анализ нормативно-правовых актов, относящихся к данной проблеме;

внести и обосновать свои предложения по совершенствованию законодательства.

Теоретическая база исследования: исследования отечественных теоретиков права в области проблемы правовой культуры, правосознания, правового нигилизма и правового идеализма (Н.И. Азаров, В.Н. Дмитрук, Н.И. Матузов, В.А. Тумаков и др.).

Методы исследования: сравнительно-аналитический, опросно-диагностический, анализ нормативно-правовых актов, математическая и статистическая обработка полученных данных с последующим графическим отображением.

"Благополучная" семья и проблема формирования правового нигилизма у школьников-подростков

По данным официальных источников, в Калининградской области в 2004 г. на специальном учете состояли в УВД 750 несовершеннолетних из группы риска, а 685 - из "благополучных" семей. Данные отражены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Представленные данные позволяют говорить об актуальности проблемы правового нигилизма среди подростков. Дадим определение этого явления.

Теоретики права Н.И. Азаров, В.Н. Дмитрук также расценивают правовой нигилизм как отсутствие правовой культуры гражданина или коллектива, понимая под правовой культурой знание и понимание права, осознанное выполнение его предписаний. Правовой или юридический нигилизм, по мнению В.А. Тумакова, характеризуется негативным отношением к праву вплоть до полного его отрицания и неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Обучение поиску решения задач
С чего начинать решение задачи? Движение вашей мысли, как заметил известный советский психолог П.Я. Гальперин, не должно быть «броуновским», т.е. беспорядочным. Главное - нужно сделать глубокий и всесторонний анализ задачи. Решить математическую задачу ‑ это значит найти такую последовательно ...

Организация экспериментальной работы по формированию познавательной активности учащихся при помощи метода проектов
В процессе исследовательской деятельности нами был проведен эксперимент в МОУ №14 «Зеленый шум» в 7 «Б» классе, цель которого – установить, способствует ли организация процесса обучения на основе использования метода проектов обучению иноязычному общению. Как известно, успех в обучении английскому ...

Особенности личностного развития ребенка в неблагополучной семье
Личность - феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность обладает набором обязательных социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, напр ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru