Одной из составных частей юридического нигилизма является пренебрежительное отношение к праву, несоответственное его восприятие обществом. Так, по мнению Н.И. Матузова, в современной России право многими расценивается не как основа жизни и деятельности граждан, не как база человеческих взаимоотношений, а как некое побочное, второстепенное и в какой-то степени неинтересное явление в общественной и политической жизни. {LINKS}
Корни правового нигилизма лежат не только в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных с социальной сферой жизни и реализацией права. Некоторые исследователи считают нигилизм и правовой нигилизм в частности характерной чертой менталитета русского народа. Теоретики права выделяют два уровня правового нигилизма: государственный и общественный.
Первый уровень (наиболее высший и значимый) - государственный. В данной ситуации правовой нигилизм наблюдается в деятельности высших органов государства (федерального собрания, министерств). Второй уровень проявления правового нигилизма - общественный. При подобном проявлении отрицание права носителями нигилизма являются граждане государства, обыватели, не связанные с работой государственного механизма. В данном случае правовой нигилизм проявляется в основном в различных правонарушениях.
Исследователи выделяют также и различные виды правового нигилизма, например теоретический и практический, проявления в поведении не только в виде действия, но и бездействия, внутренний правовой нигилизм и внешние формы его проявления. Н.И. Матузов, И.А. Ильин, В.А. Тумаков и др., считают основными источниками правового нигилизма тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране, расслоение населения, социальную несправедливость, противоречивость и многочисленность законов, декларативность законов, правовую неграмотность населения.
В данной работе под правовым нигилизмом понимается "негативное, скептическое отношение к праву, неверие в возможность обеспечить с помощью правовых средств реализацию интересов общества и гражданина на основе социальной справедливости" .
Психологи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, считают, что основными источниками влияния на "домашних" детей являются самые близкие, авторитетные и доступные источники. Таковыми называют семью, СМИ, школу, друзей. Объектом внимания в данном исследовании является семья.
В ходе исследования нами было опрошено 48 полных семей (71 ребенок подросткового возраста) и 63 неполных (67 детей подросткового возраста) семьи. Результаты анкетирования родителей отражены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты анкетирования родителей (количество человек)
|
Вопросы родителям |
Ответы |
Выбрали этот ответ | |
|
Полные семьи |
Неполные семьи | ||
|
1. Как вы относитесь к тезису "право выше власти" в условиях реальной жизни? |
Не верю в реальность |
46 |
63 |
|
2. Часто ли вы при детях негативно отзываетесь об органах государственной власти или их представителях? |
Да, потому что они уже взрослые |
37 |
58 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
3. Приходилось ли вам нарушать закон? |
Да |
3 |
7 |
|
4. Приходилось ли вам давать взятки? |
Да |
39 |
61 |
|
5. Знают ли об этом ваши дети? |
Да |
31 |
54 |
|
6. Считаете ли вы взятку нарушением закона? |
Формально - да, но мне не стыдно |
27 |
46 |
|
Это не нарушение, а норма жизни |
14 |
11 | |
|
7. Где бы вы хотели, чтобы ваш ребенок строил свою взрослую жизнь? |
За границей |
45 |
52 |
|
8. Каково было бы ваше отношение к нарушению законодательства вашим ребенком? |
Отрицательное |
41 |
54 |
|
Зависит от того, что нарушил |
7 |
11 | |
|
9. Как вы считаете, кто виноват в том, что многие школьники не уважают государство? |
Само государство |
41 |
58 |
|
10. Построено ли у нас правовое государство |
Нет |
48 |
63 |
|
11. Знаете ли вы содержание КРФ? |
Знаком в общих чертах |
13 |
8 |
|
Мне это не нужно, так как все равно не выполняется |
21 |
34 | |
|
Нет |
14 |
34 | |
|
12. Часто ли вы вместе с детьми смотрите телевизор? |
По выходным |
31 |
14 |
|
Почти каждый вечер |
15 |
21 | |
|
13. Какие передачи смотрите совместно? |
Новости и фильмы |
37 |
42 |
|
14. Прочитайте определение термина "правовой нигилизм" и скажите, является ли это явление опасным для общества |
Да, является |
39 |
48 |
|
15. Считаете ли вы себя правовыми нигилистами? |
Нет |
41 |
53 |
Великая педагогика:
Роль инструментов и инструментальной музыки
в жизни казахов
Традиционная казахская музыкальная культура принадлежит суперэтнической (по Л.Н. Гумилеву) цивилизации кочевых народов Центральной Азии. Опыт мирового этномузыкознания показывает, что у народов, связанных со скотоводством, как правило, наблюдается большое разнообразие музыкальных инструментов и выс ...
Особенности учебной деятельности младших школьников
Как отмечал В. В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Млад ...
Динамика формирования навыка бега и быстроты движения школьников с
умственной отсталостью легкой степени по результатам педагогического наблюдения
При анализе динамики, правильности выполнения элементов физических упражнений детей с легкой степенью умственной отсталости установлено, что на первом и втором занятиях школьники выполняли элементы всех предлагаемых заданий не в полном объеме, не согласованно, или выполняли только один элемент из п ...