Одной из составных частей юридического нигилизма является пренебрежительное отношение к праву, несоответственное его восприятие обществом. Так, по мнению Н.И. Матузова, в современной России право многими расценивается не как основа жизни и деятельности граждан, не как база человеческих взаимоотношений, а как некое побочное, второстепенное и в какой-то степени неинтересное явление в общественной и политической жизни. {LINKS}
Корни правового нигилизма лежат не только в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных с социальной сферой жизни и реализацией права. Некоторые исследователи считают нигилизм и правовой нигилизм в частности характерной чертой менталитета русского народа. Теоретики права выделяют два уровня правового нигилизма: государственный и общественный.
Первый уровень (наиболее высший и значимый) - государственный. В данной ситуации правовой нигилизм наблюдается в деятельности высших органов государства (федерального собрания, министерств). Второй уровень проявления правового нигилизма - общественный. При подобном проявлении отрицание права носителями нигилизма являются граждане государства, обыватели, не связанные с работой государственного механизма. В данном случае правовой нигилизм проявляется в основном в различных правонарушениях.
Исследователи выделяют также и различные виды правового нигилизма, например теоретический и практический, проявления в поведении не только в виде действия, но и бездействия, внутренний правовой нигилизм и внешние формы его проявления. Н.И. Матузов, И.А. Ильин, В.А. Тумаков и др., считают основными источниками правового нигилизма тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране, расслоение населения, социальную несправедливость, противоречивость и многочисленность законов, декларативность законов, правовую неграмотность населения.
В данной работе под правовым нигилизмом понимается "негативное, скептическое отношение к праву, неверие в возможность обеспечить с помощью правовых средств реализацию интересов общества и гражданина на основе социальной справедливости" .
Психологи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, считают, что основными источниками влияния на "домашних" детей являются самые близкие, авторитетные и доступные источники. Таковыми называют семью, СМИ, школу, друзей. Объектом внимания в данном исследовании является семья.
В ходе исследования нами было опрошено 48 полных семей (71 ребенок подросткового возраста) и 63 неполных (67 детей подросткового возраста) семьи. Результаты анкетирования родителей отражены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты анкетирования родителей (количество человек)
Вопросы родителям |
Ответы |
Выбрали этот ответ | |
Полные семьи |
Неполные семьи | ||
1. Как вы относитесь к тезису "право выше власти" в условиях реальной жизни? |
Не верю в реальность |
46 |
63 |
2. Часто ли вы при детях негативно отзываетесь об органах государственной власти или их представителях? |
Да, потому что они уже взрослые |
37 |
58 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Приходилось ли вам нарушать закон? |
Да |
3 |
7 |
4. Приходилось ли вам давать взятки? |
Да |
39 |
61 |
5. Знают ли об этом ваши дети? |
Да |
31 |
54 |
6. Считаете ли вы взятку нарушением закона? |
Формально - да, но мне не стыдно |
27 |
46 |
Это не нарушение, а норма жизни |
14 |
11 | |
7. Где бы вы хотели, чтобы ваш ребенок строил свою взрослую жизнь? |
За границей |
45 |
52 |
8. Каково было бы ваше отношение к нарушению законодательства вашим ребенком? |
Отрицательное |
41 |
54 |
Зависит от того, что нарушил |
7 |
11 | |
9. Как вы считаете, кто виноват в том, что многие школьники не уважают государство? |
Само государство |
41 |
58 |
10. Построено ли у нас правовое государство |
Нет |
48 |
63 |
11. Знаете ли вы содержание КРФ? |
Знаком в общих чертах |
13 |
8 |
Мне это не нужно, так как все равно не выполняется |
21 |
34 | |
Нет |
14 |
34 | |
12. Часто ли вы вместе с детьми смотрите телевизор? |
По выходным |
31 |
14 |
Почти каждый вечер |
15 |
21 | |
13. Какие передачи смотрите совместно? |
Новости и фильмы |
37 |
42 |
14. Прочитайте определение термина "правовой нигилизм" и скажите, является ли это явление опасным для общества |
Да, является |
39 |
48 |
15. Считаете ли вы себя правовыми нигилистами? |
Нет |
41 |
53 |
Великая педагогика:
Метод проектов в зарубежном и российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...
Технология проектного обучения иностранным языкам на старшей ступени
средней общеобразовательной школы
При описании методики использования проектного обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и с ...
Психолого–педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10 – 11 лет (I – IV классы школы). В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения ...