Педагогические рекомендации для работников ДОУ по использованию художественной литературы для развития количественных представлений 5-го года жизни

Педагогическая информация » Развитие количественных представлений у детей 5-ти лет » Педагогические рекомендации для работников ДОУ по использованию художественной литературы для развития количественных представлений 5-го года жизни

Страница 1

Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного эмоционального состояния; с другой - дети, не обнаруживая отзывчивости, тем самым избегают «труда души». Если для отзывчивости в форме сострадания условия создаются самим восприятием художественного произведения, то для проявления содействия (мы имеем в виду не внутреннее содействие, а реальное) у детей нет соответствующих условий.

Таким образом, получается, что все самое ценное, что дает, например, сказка для нравственного воспитания личности, остается за пределами эмоционального опыта ребенка. Поэтому воспитатели и родители должны уметь четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа в свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере; и не менее важно создавать оптимальные условия, в которых дети могли бы проявить не только сочувствие, но и реальное содействие, хотя бы в игровых ситуациях. В дальнейшем, когда игры-драматизации будут освоены и воспитателем, и группой, можно попробовать создать реальные ситуации в группе, опирающиеся в основном на взаимоотношения и взаимодействия детей в данном коллективе.

Иначе говоря, взрослый должен уметь не только разбираться в мотивах и эмоциях ребенка, но и управлять ими.

Воспитатель должен внимательно присматриваться к тем детям, которые проявляют безразличие, равнодушие к несчастьям сверстников; несправедливое наказание, обида не принятого в общую игру, ушибленное колено, недоставшаяся игрушка - все это может больно ранить ребенка. И здесь очень важно, как отнесутся к этому его товарищи по группе. Всегда можно обратиться к соответствующей сказке, повести или рассказу, чтобы напомнить детям аналогичную ситуацию. Педагог должен сам пожалеть (без излишней сентиментальности) обиженного и привлечь к этому других детей, особенно тех, которые не склонны замечать плохое настроение товарищей, или же тех, кто сам может обидеть другого. Успокоив обиженного, педагог обязательно должен отметить, что они вместе с таким-то и таким-то ребенком пожалели, успокоили и развеселили пострадавшего. Похвала обычно надолго запоминается. Воспитатель может сказать также, что и другие дети должны быть добрыми и отзывчивыми, не смущаясь тем, что именно эти ребята чаще всего и бывают обидчиками.

Особенно важно детям, проявляющим равнодушие, предлагать игры-беседы с куклами-персонажами и игры-драматизации, о которых подробно говорилось в предыдущих разделах. Хочется еще раз подчеркнуть, что игры-драматизации дают возможность ребенку стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями и на данный момент как бы забыть о себе. Игры-беседы позволяют уже на основе такого действенного сопереживания, как проигрывание роли, немного отойти от нее, став самим собой, и, зная все горести и радости данного персонажа, отнестись к нему уже со своей позиции, что чаще всего вызывает у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных. Педагог, похвалив ребенка за такое правильное, доброе и справедливое отношение к героям сказки или рассказа, должен незаметно переключить внимание всех ребят на аналогичные ситуации, которые имели место в группе (давно или в настоящее время — это не имеет значения). Главная цель здесь — формирование обобщенного отношения детей к добру и злу, способности различать добрые и злые поступки, умения не только совершать добрые дела, но и достаточно стойко противостоять злым, несправедливым поступкам.

Однако недостаточно развить у детей чувство сопереживания беде другого. Гораздо труднее научить детей радоваться успехам и достижениям других, особенно сверстников. Эти эмоции в воспитательном смысле трудно формируемые. Дети, которые умеют сочувствовать и сопереживать другим, в плохом настроении, бывает, не поднимаются до высоты бескорыстной радости за другого. Для развития таких чувств также можно обратиться к художественной литературе. Сначала можно обратить внимание ребят на то, как умеют радоваться взрослые и дети (особенно дети!) радостям других, как наказывается в сказках корысть и зависть (например, Золушка радуется красоте своих сестер, которые будут блистать на балу в королевском замке, в то время как она должна будет переделать очень много тяжелой, изнурительной работы, и т.п.). Можно проигрывать различные моменты сказок и других произведений, тщательно отбирая такие, в которых присутствовала бы бескорыстная радость за другого. В играх-беседах с персонажами педагог очень ненавязчиво поднимает вопросы, имеющие непосредственное отношение к данной теме, заставляет персонажей говорить о том, что они испытывают, когда кому-то повезет, кому-то будет сопутствовать успех и удача и т. д. Очень важно подчеркнуть контраст в ответах и эмоциональных реакциях отрицательных и положительных персонажей и постараться вызвать возмущение у детей реакциями отрицательного героя. При этом отрицательный персонаж может обратиться за поддержкой именно к ребенку, который отличается завистливостью. Поскольку здесь можно «перегнуть палку», то лучше, если на защиту такого ребенка встанет положительный персонаж и постарается доказать, что подобные факты в поведении данного ребенка случайны, у него есть поступки и противоположного характера. Это, как правило, меняет прежнюю позицию ребенка.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Грядущая реформа русской орфографии
Как известно, населению России грозит орфографическая реформа. Новый закон «О русском языке», проект которого ждет своей очереди в Думе, грозит уголовными наказаниями за безграмотность. Авторы этого законодательного акта не дали себе труда задуматься, что в стране уже действует мощная «орфографичес ...

Различные представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни
Выбор модели будущей семьи и частота обсуждения отдельных сфер семейной жизни связаны с принадлежностью респондентов к определенной группе (возрастной, половой, социальной). Установлено, например, что: с возрастом и увеличением самостоятельности представления молодежи о семье становятся более содер ...

Изучение арифметических действий и их свойств в различных системах обучения
В программе Моро М.И. уделяется значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, осознание тех ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru