Этапы создания и развития казахских музыкальных инструментов

Педагогическая информация » История создания и современный этап казахских музыкальных инструментов » Этапы создания и развития казахских музыкальных инструментов

Страница 1

В кочевых культурах, а также народных сферах искусства оседлых цивилизаций на многие века и тысячелетия основополагающей оставалась устная теория. Народное музыкальное искусство в древнейших письменных памятниках либо вообще почти не затрагивалось (в Западной Европе), либо фиксировалось (на Востоке), но жестко не регламентировалось. Инструментоведческие воззрения древних и средневековых мыслителей при всей конкретно-исторической и локально - национальной специфике характеризуются наличием сходных черт и тенденций. Сведения об инструментарии, а также, хотя и в меньшей степени, об инструментальной музыке можно встретить в письменных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Палестины, Китая, Индии, античной Греции и Рима, средневековой Европы, Ближнего и Среднего Востока, славянских земель.

Первые инструментоведческие наблюдения и раздумья тесно связаны со всем комплексом общественной жизни и мировоззрения древних цивилизаций. История изучения музыкальных инструментов насчитывает несколько тысячелетий.

Живым свидетельством становления и развития музыкальной культуры казахского народа являются дошедшие до нас музыкальные инструменты, имеющие многовековую историю. Ценные документы о музыкальной культуре кочевников средних веков, особенно в период тюркского каганата (VI-VIII вв. н.э.) хранятся в г. Нара (Япония), в императорской казне Сесоид. Среди исторических экспонатов привлекают особое внимание древние тюркские музыкальные инструменты, а также найденное в Дунхуа тюркское нотное письмо (партитура, табулатура). Это ноты двадцать пятой сутры Будды, мелодия которой совпадает с известной казахской народной песней "Гакку". В те времена японцы называли гагаку оркестр музыкальных инструментов Восточного Туркестана, а способ игры на этих инструментах - билли. Эти слова созвучны казахским: гакку - мотив, музыка, биле - танец. Вспомним Ыбрая Сандыбайулы, который называл свой цикл песен "Гакку"2.

Современную казахскую степь в средние века называли "Дешт-и Кыпчак", что по-персидски означало "Кыпчакская степь". Народы южных и западных краев кыпчакской степи русские называли половцами, а западноевропейцы - куманами. Влияние кыпчаков в те времена было велико, а кыпчакский язык широко распространен. Ярким доказательством этого является книга "Кодекс Куманикус" (1303 г. н.э.). В этой книге есть нотные записи дошедших до нас кипчакских мелодий в форме романской квадратной ноты, которые позднее использовались в западноевропейской музыке для католических хоралов. Так исследователь казахской музыки Б.Г. Ерзакович писал: "По нашим предположениям можно уверенно говорить, что в "Книге куманов" есть ясные признаки музыкального языка казахов. Анализируя содержание песни, в определенной степени, мы заметили некоторые элементы казахского музыкального языка. Это постепенное по-вышение мелодии, диатонность повышения пения, развивая первоначальную музыку. Первая часть мелодии (1, 2, 3 такты) сходится со старинной мелодией кюя "Аксак кулан" и исторической песней "Елим-ай"3.

В настоящее время вклад древних среднеазиатских народов в развитие мировой музыкальной культуры очевиден. Музыкальная культура Хорезма второй половины I тыс. н.э. формировалась под влиянием художественного мира Передней Азии. Ее музыкальный инструментарий представлен исключительно струнными инструментами, изображения которых археологи находят на терракотовых фигурках из городищ Правобережного Хорезма: Кой-Кырылган-Кала, Базар-Кала, Анка-Кала, Козы-Кырылган-Кдла. На них изображения музыкантов не носят никаких следов античной культуры, выдержаны в традиционных формах канонической коропластики Переднего Востока. Характерны строго канонические позы, азиатские одежды пастушеско-кочевого населения, традиционные для культуры скифо-иранского региона.

До сих пор казахская музыкальная терминология не нашла должного отражения ни в музыковедческой, ни в лингвистической литературе. Сейчас "ее становление осуществляется в тесном контакте с совершенствованием и развитием музыкального инструментария. Инструмент является чрезвычайно важным фактором понимания исторических процессов формирования музыкальной терминологии и музыки в целом, так как он сам единственный "документ" и материальный след этой музыки. Отсюда и особая ценность его, как источника познания прошлого - истории, культуры, вековых музыкальных традиций народа".

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всесторонне развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение имеет специфические качественные ...

Этнический характер совершенного человека
Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского « ...

Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе
Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, о которых говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru