Этапы создания и развития казахских музыкальных инструментов

Педагогическая информация » История создания и современный этап казахских музыкальных инструментов » Этапы создания и развития казахских музыкальных инструментов

Страница 2

Как отмечает И.В. Мациевский". строение музыкальных инструментов несет в себе особенности исполняемой на них музыки. А акустические и художественно выразительные возможности музыкальных инструментов и свойственное им формирование звуковысотной, тембровой, ритмодинамической, аготической шкалы и конструктивных особенностей народной музыки оказывают несомненное влияние на развитие музыкальной культуры в целом".

Наиболее ранние литературные сведения о музыке и музыкальных инструментах содержатся в "Большом трактате о музыке" Абу Насыр аль-Фараби (870-950 гг. н.э.) 5, где представлена систематизация и описание всех известных в то время музыкальных инструментов: сыбызгы, домбра, сырнай, керней, кобыз, канун, уд, цимбал (чанг), тамбур, рабаб, дабыл, дан-гыра. Здесь говорится также о бытовании у тюркских племен и семиструнной арфы. Есть в нем сведения о духовом инструменте кыпчак, изобретенном самим ученым. В этом трактате аль-Фараби разработал основы теории музыкальных строев, дал им математическое обоснование.

Несколько видов музыкальных инструментов древних тюрков упоминает У.М. Кашкари (XI в. н.э.). Это - кобыз, бубен, тамбурин, барабан, колокол, свирель, сигнальный барабан. О барабане говорится и в поэме Юсуфа Баласагунского "Кути-билиг" ("Познание, ведущее к счастью", 1069-1070 гг.) в сутре "Золотой блеск".

Интересные сведения об инструментах типа гонга, свирели. Здесь встречаем названия таких инструментов, как таф - тамбурин, суруна - сырнай, накар - типан, бубен, бургу - труба, бургуча - маленькая труба. Большое внимание уделяется древнему смычковому инструменту кобызу, раскрывается значение кобыза в жизни тюрков6. В памятнике огузского эпоса "Кітап дедем Қорқыт" ("Книга моего деда Коркыта") в символической форме отражен древний взгляд тюрков на магическое звучание кобыза. Так Маргулан А. утверждает7, что старинный кылкобыз был распространен и за пределами Средней Азии и имел вид лебедя: "Вид кобыза, как магического инструмента, отчасти связан с культом лебедя акку, который был вообще одним из древнейших тотемов казахов".

Сведения о тюркских музыкальных инструментах содержатся в бухарском "Трактате о музыке" Дарвиша - Али (XII в.), который состоит из двух частей: теоретической и исторической. В первой уделяется внимание вопросам происхождения музыки, здесь же даются сведения о музыкальных инструментах кобыз, сыбызгы, сырнай, дабыл, най.

Ценные сведения о казахском инструментарии содержит богатейшее устное народное творчество. В богатырском эпосе "Алпамыс батыр" встречаются названия духовых и ударных инструментов: керней, сырнай, дабыл, шың". Некоторые древние инструменты воспеваются в старинных народных песнях и стихах, например, в "Жетігенің жетеуі" (Семь песен Жетыгена).

Особую роль в изучении казахской музыки и музыкальных инструментов играют исследования Ч.Ч. Валиханова. Современным и содержательным исследованием на эту тему является работа Т. Вызго. Наиболее полные и подробные описания инструментария народов Средней Азии и Узбекистана мы находим в монографии В.М. Беляева, где дана полная характеристика таких инструментов как керней, дабыл, сырнай, дауылпаз и др.Ф. Караматов отмечает: "Струнные инструменты так же, как и духовые, в музыкальной жизни узбекского народа занимают важное место, но используются они в основном в "камерных" условиях".С. Субеналиев пишет: "Не-редко народный инструмент имеет не одно, а несколько названий, но далеко не все они приводятся в работах, между тем эти разночтения могут пролить свет на важный для исследователя смысл названий".

Начало нотной записи казахской музыки и описанию инструментов было положено в трудах выдающегося музыканта-этнографа А.В. Затаевича. Ценнейший труд по инструментарию Средней Азии принадлежит В.С. Виноградову.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Роль фонематического восприятия в формировании письменной речи
А.Н.Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия. Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфологи ...

Функции и графики
Пусть даны две переменные х и у. Говорят, что переменная у является функцией от переменной х, если задана такая зависимость между этими переменными, которая позволяет для каждого, значения х однозначно определить значение у. Примеры функций: 1. y = kx+b. 2. у= |х|. 3. у = х2. 4. у= 1/х, х>0 5. у ...

Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru