Этапы создания и развития казахских музыкальных инструментов

Педагогическая информация » История создания и современный этап казахских музыкальных инструментов » Этапы создания и развития казахских музыкальных инструментов

Страница 2

Как отмечает И.В. Мациевский". строение музыкальных инструментов несет в себе особенности исполняемой на них музыки. А акустические и художественно выразительные возможности музыкальных инструментов и свойственное им формирование звуковысотной, тембровой, ритмодинамической, аготической шкалы и конструктивных особенностей народной музыки оказывают несомненное влияние на развитие музыкальной культуры в целом".

Наиболее ранние литературные сведения о музыке и музыкальных инструментах содержатся в "Большом трактате о музыке" Абу Насыр аль-Фараби (870-950 гг. н.э.) 5, где представлена систематизация и описание всех известных в то время музыкальных инструментов: сыбызгы, домбра, сырнай, керней, кобыз, канун, уд, цимбал (чанг), тамбур, рабаб, дабыл, дан-гыра. Здесь говорится также о бытовании у тюркских племен и семиструнной арфы. Есть в нем сведения о духовом инструменте кыпчак, изобретенном самим ученым. В этом трактате аль-Фараби разработал основы теории музыкальных строев, дал им математическое обоснование.

Несколько видов музыкальных инструментов древних тюрков упоминает У.М. Кашкари (XI в. н.э.). Это - кобыз, бубен, тамбурин, барабан, колокол, свирель, сигнальный барабан. О барабане говорится и в поэме Юсуфа Баласагунского "Кути-билиг" ("Познание, ведущее к счастью", 1069-1070 гг.) в сутре "Золотой блеск".

Интересные сведения об инструментах типа гонга, свирели. Здесь встречаем названия таких инструментов, как таф - тамбурин, суруна - сырнай, накар - типан, бубен, бургу - труба, бургуча - маленькая труба. Большое внимание уделяется древнему смычковому инструменту кобызу, раскрывается значение кобыза в жизни тюрков6. В памятнике огузского эпоса "Кітап дедем Қорқыт" ("Книга моего деда Коркыта") в символической форме отражен древний взгляд тюрков на магическое звучание кобыза. Так Маргулан А. утверждает7, что старинный кылкобыз был распространен и за пределами Средней Азии и имел вид лебедя: "Вид кобыза, как магического инструмента, отчасти связан с культом лебедя акку, который был вообще одним из древнейших тотемов казахов".

Сведения о тюркских музыкальных инструментах содержатся в бухарском "Трактате о музыке" Дарвиша - Али (XII в.), который состоит из двух частей: теоретической и исторической. В первой уделяется внимание вопросам происхождения музыки, здесь же даются сведения о музыкальных инструментах кобыз, сыбызгы, сырнай, дабыл, най.

Ценные сведения о казахском инструментарии содержит богатейшее устное народное творчество. В богатырском эпосе "Алпамыс батыр" встречаются названия духовых и ударных инструментов: керней, сырнай, дабыл, шың". Некоторые древние инструменты воспеваются в старинных народных песнях и стихах, например, в "Жетігенің жетеуі" (Семь песен Жетыгена).

Особую роль в изучении казахской музыки и музыкальных инструментов играют исследования Ч.Ч. Валиханова. Современным и содержательным исследованием на эту тему является работа Т. Вызго. Наиболее полные и подробные описания инструментария народов Средней Азии и Узбекистана мы находим в монографии В.М. Беляева, где дана полная характеристика таких инструментов как керней, дабыл, сырнай, дауылпаз и др.Ф. Караматов отмечает: "Струнные инструменты так же, как и духовые, в музыкальной жизни узбекского народа занимают важное место, но используются они в основном в "камерных" условиях".С. Субеналиев пишет: "Не-редко народный инструмент имеет не одно, а несколько названий, но далеко не все они приводятся в работах, между тем эти разночтения могут пролить свет на важный для исследователя смысл названий".

Начало нотной записи казахской музыки и описанию инструментов было положено в трудах выдающегося музыканта-этнографа А.В. Затаевича. Ценнейший труд по инструментарию Средней Азии принадлежит В.С. Виноградову.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Формирование нового содержания, форм культуры
Термин "средневековье" возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом ...

Этнический характер совершенного человека
В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характе ...

Структура речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru