Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Педагогическая информация » Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Страница 2

Работоспособность учащегося ПТУ – это качественно иной тип работоспособности обеспечивающий такое единство целей, потребностей и мотивов учебной и трудовой деятельности, которая побуждает учащегося активно овладевать общим и профессиональным образованием, стремиться как к общему, так и к профессиональному совершенствованию. Учащийся с высокоразвитой работоспособностью проявляет интерес как к учебной, так и трудовой деятельности. {LINKS}

На практике распространено мнение, что интерес к учению и другие мотивы учебной деятельности должны формировать преподаватели, а мастера производственного обучения формируют профессиональные знания и навыки. Социальная роль труда порой выпадает из поле зрения как тех, так и других. Взаимосвязь общего и профессионального образования и производительного труда остаётся в этом случае декларацией. Для подготовки современного квалифицированного рабочего необходимо, чтобы постоянно уделяли внимание формированию работоспособности учебной и трудовой деятельности и преподаватели, и мастера производственного обучения. Только при этом условии сформированные мотивы труда будут важным фактором развития работоспособности учебной деятельности как в теоретическом обучении, так и в производственном. Тесная связь преподавания общеобразовательных предметов обучения, но и воспитания у учащихся социально значимых черт личности.

Итак, сущность работоспособности заключена прежде всего в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения в профтехучилище состоят в том, чтобы быстрее стать самостоятельными, получить профессию, другие стремятся быстрее овладеть специальностью и получить при этом среднее образование, третьи не стремятся учиться, но они вынуждены это делать, чтобы избежать порицания своих родителей, преподавателей, мастера, четвертые, наоборот, увлечены учением, стремятся стать квалифицированными рабочими. Таким образом, характер работоспособности зависит от сознательно поставленной учащимися цели.

Содержание потребностей учащихся также различно: учатся потому, что понимают необходимость, полезность своих знаний как для себя, так и для общества, или потому, что видят в этом смысл для свого общего развития и будущей специальности, или потому, что осознают необходимость образования для овладения профессией.

Соответственно, очень различны и мотивы: интересно открывать новое, считают своим долгом хорошо учиться, интересуют теоретические вопросы, связанные со специальностью, хотят научиться работать и т. д. Многие учащиеся объясняют свой интерес к изучаемому предмету тем, что он формирует у них полезные умения и навыки, содействует решению практических вопросов. Таким образом, работоспособность учебной деятельности и труда и ее характер зависит от того, какими целями учащийся руководствуется, какие потребности осознает, какие побуждения испытывает. Это сторона работоспособности характеризуется общими признаком, который называется идейно-нравственным содержанием работоспособности, и указывает, во имя каких идейно-политических, идеологических, нравственных и правовых идей и норм, общественных интересов и взглядов проявляет учащийся активность в учебно-трудовой деятельности. Этот признак характеризуется составом целей, потребностей, мотивов и ценностных ориентаций, обобщенностью и осознанностью.

Обобщенность работоспособности – свойство личности распространять свои действия не только на изучение отдельного предмета, выполнение понравившихся операций, а на учение в целом. При этом учащийся имеет правильное представление о социальных функциях знаний, получаемой профессии и их роли в формировании личности.

Осознанность работоспособности рассматривается как стремление учащихся развивать в себе более совершенные побуждения к учению и труду как признание ценности знаний для личности и общества, как осознание необходимости знаний для профессионального совершенствования. При этом учащийся глубоко осознает духовную роль учения и труда, которые ему необходимы для удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей.

Другим общим признаком работоспособности является ее предметная избирательности или направленность, отражающая то, что привлекает учащихся в учебно-трудовой деятельности: в содержании учебного материала, способах действий, видах деятельности. Практика показывает, что направленность работоспособность может быть самой разнообразной: на знания, виды деятельности, способы применения знаний и умений, способы практических действии. Таким образом, направленности работоспособности указывает, на что направлены цели, потребности, интересы, идеалы, побуждения учащихся, т.е. отвечает, для чего и ради чего учащийся стремится к учению и труду, в чем он видит их смысл, что его привлекает в учении, в труде, что интересует и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Этнический характер совершенного человека
Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского « ...

Педагогические рекомендации для работников ДОУ по использованию художественной литературы для развития количественных представлений 5-го года жизни
Иногда дошкольники, хорошо понимая условность художественного произведения, как бы «отстраняются» от него, от его персонажей, от их бед и страданий. Такой уход, с одной стороны, способствует сохранению жизнерадостного, безмятежного, ничем не омраченного эмоционального состояния; с другой - дети, не ...

Характеристики и критерии оценки инноваций
По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. Теоретические инновации К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в р ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru