Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Педагогическая информация » Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Страница 5

Цели учения эти учащиеся связывают с необходимостью стать квалифицированным рабочим, нужным обществу человеком, они имеют непоколебимые нравственные идеалы, служащие им ориентирами в жизни. Работоспособность характеризуется четко выраженными потребностями и ценностными ориентациями, которые пронизывают мотивы учения и труда.

Направленность работоспособности включает потребность глубокого изучения общеобразовательных предметов, специальности, готовность к труду, стремление к самообразованию. Динамические свойства характеризуются устойчивостью мотивационных состояний, высокой степенью действенности. Заметно стремление к поисковой, творческой деятельности. Учащиеся хотят и часто продолжают совершенствовать свои знания и профессиональное мастерство во внеучебное время.

В целом четвертый уровень характеризуется высоким развитием всех компонентов и признаков работоспособности. Цели воспитания учащихся с такой мотивацией заключаются в создании условий дальнейшего ее совершенствования, особенно в углублении идейно-нравственного содержания, в развитии динамических свойств.

Определения уровней работоспособности даны условно, мы выделили основные доминирующие признаки и показали наиболее характерные, присущие каждому уровню. Конечно, у реальных учащихся всегда имеется значительно больше оттенков в различных целях, мотивах, потребностях.

Выявление уровней развития работоспособности необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития личности учащихся. Знание уровней развития работоспособности не только позволяет фиксировать состояния, но и помогает определять и ставить цели воспитания в определенной последовательности. Так, если в группе большинство учащихся первого уровня, то задачи воспитания работоспособности должны быть связаны прежде всего с формированием ее предметной направленности, со стремлением преподавателя возбудить у учащихся заинтересованность предстоящей деятельностью, с актуализацией у них потребности в знаниях, т.е. цель преподавателя заключается в том, чтобы развивать работоспособность следующего уровня.

Задачи воспитания учащихся, находящихся на втором уровне развития работоспособности, уже выше: более широко проектируется развитие идейно-нравственного содержания работоспособности, направленности на овладение умениями и навыками учебного труда и т.д. Иначе говоря, в этом случае ставится общая цель: формировать и развивать все признаки работоспособности третьего уровня.

Цели воспитания учащихся третьего уровня заключаются в организации более сложной деятельности, обеспечивающей постоянное подкрепление и развитие тех мотивов, целей и потребностей, которые служат основой работоспособности следующего уровня.

Для учащихся четвертого уровня работоспособности цели воспитания заключаются в ее подкреплении, стимулировании, в создании условий дальнейшего ее совершенствования. Преподаватели и мастера должны укреплять престиж учащихся с высокими уровнями работоспособности, чтобы они пользовались уважением в группе, положительно влияли на коллектив.

Формирование работоспособности следует начинать с определения исходного состояния работоспособности у большинства учащихся группы, что является необходимым условием правильной организации ее воспитания. Преподаватель, мастер должны всегда стремиться узнать своих воспитанников, характер связей в коллективе группы. Установить уровень развития работоспособности можно по таким показателям: какие цели ставит перед собой учащийся; что его интересует; по каким мотивам он учится; что ему в учении нравится; чем увлекается; к чему стремится; характер ответственности, нравственная сторона отношения к труду; эмоциональные переживания учащегося.

Работоспособность доступна наблюдению. Ее довольно легко обнаружить: об отношении учащегося к учению и труду можно судить по наличию или отсутствию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, систематичности выполнения заданий и т.д. Изучение учащихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдения по следующим признакам.

1. Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ (пассивное, недобросовестное или добросовестное, активное выполнение работы; длительное, напряженное выполнение работы; выполнение с перерывами, отвлечениями; проявление внимания на протяжении всего занятия или только его части).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Организационное строение педагогического коллектива
В социально-психологическом анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) организационные структуры. В этом случае под структурой понимаются относительно устойчивые взаимосвязи между членами коллектива. Формальная структура коллектива обусловлена официальным ра ...

Классификация способностей
На исследования проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности были предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. ...

Появление первой учебной литературы
В середине XVI века в эпоху царствования Ивана Грозного книгопечатание проникает в Московское государство. Введение книгопечатания в Москве - результат социально-экономического развития феодального общества Руси XVI века. Развитие производства и ремесла создавало необходимые технические предпосылки ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru