Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Педагогическая информация » Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Страница 5

Цели учения эти учащиеся связывают с необходимостью стать квалифицированным рабочим, нужным обществу человеком, они имеют непоколебимые нравственные идеалы, служащие им ориентирами в жизни. Работоспособность характеризуется четко выраженными потребностями и ценностными ориентациями, которые пронизывают мотивы учения и труда.

Направленность работоспособности включает потребность глубокого изучения общеобразовательных предметов, специальности, готовность к труду, стремление к самообразованию. Динамические свойства характеризуются устойчивостью мотивационных состояний, высокой степенью действенности. Заметно стремление к поисковой, творческой деятельности. Учащиеся хотят и часто продолжают совершенствовать свои знания и профессиональное мастерство во внеучебное время.

В целом четвертый уровень характеризуется высоким развитием всех компонентов и признаков работоспособности. Цели воспитания учащихся с такой мотивацией заключаются в создании условий дальнейшего ее совершенствования, особенно в углублении идейно-нравственного содержания, в развитии динамических свойств.

Определения уровней работоспособности даны условно, мы выделили основные доминирующие признаки и показали наиболее характерные, присущие каждому уровню. Конечно, у реальных учащихся всегда имеется значительно больше оттенков в различных целях, мотивах, потребностях.

Выявление уровней развития работоспособности необходимо для того, чтобы педагогически обоснованно осуществлять программу воспитания и развития личности учащихся. Знание уровней развития работоспособности не только позволяет фиксировать состояния, но и помогает определять и ставить цели воспитания в определенной последовательности. Так, если в группе большинство учащихся первого уровня, то задачи воспитания работоспособности должны быть связаны прежде всего с формированием ее предметной направленности, со стремлением преподавателя возбудить у учащихся заинтересованность предстоящей деятельностью, с актуализацией у них потребности в знаниях, т.е. цель преподавателя заключается в том, чтобы развивать работоспособность следующего уровня.

Задачи воспитания учащихся, находящихся на втором уровне развития работоспособности, уже выше: более широко проектируется развитие идейно-нравственного содержания работоспособности, направленности на овладение умениями и навыками учебного труда и т.д. Иначе говоря, в этом случае ставится общая цель: формировать и развивать все признаки работоспособности третьего уровня.

Цели воспитания учащихся третьего уровня заключаются в организации более сложной деятельности, обеспечивающей постоянное подкрепление и развитие тех мотивов, целей и потребностей, которые служат основой работоспособности следующего уровня.

Для учащихся четвертого уровня работоспособности цели воспитания заключаются в ее подкреплении, стимулировании, в создании условий дальнейшего ее совершенствования. Преподаватели и мастера должны укреплять престиж учащихся с высокими уровнями работоспособности, чтобы они пользовались уважением в группе, положительно влияли на коллектив.

Формирование работоспособности следует начинать с определения исходного состояния работоспособности у большинства учащихся группы, что является необходимым условием правильной организации ее воспитания. Преподаватель, мастер должны всегда стремиться узнать своих воспитанников, характер связей в коллективе группы. Установить уровень развития работоспособности можно по таким показателям: какие цели ставит перед собой учащийся; что его интересует; по каким мотивам он учится; что ему в учении нравится; чем увлекается; к чему стремится; характер ответственности, нравственная сторона отношения к труду; эмоциональные переживания учащегося.

Работоспособность доступна наблюдению. Ее довольно легко обнаружить: об отношении учащегося к учению и труду можно судить по наличию или отсутствию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, систематичности выполнения заданий и т.д. Изучение учащихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдения по следующим признакам.

1. Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ (пассивное, недобросовестное или добросовестное, активное выполнение работы; длительное, напряженное выполнение работы; выполнение с перерывами, отвлечениями; проявление внимания на протяжении всего занятия или только его части).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Проектирование и программирование образования как ядро макроуправления
Управление образовательными системами предполагает последовательную реализацию функции проектирования и программирования образования, а также использование специальных инструментов регулирования функционирования и развития образовательных систем. К данным инструментам относятся, прежде всего, механ ...

Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности
Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате VIII вида. В исследовании принимали участие 15 учеников 1 класса (12 мальчиков, 3 девочки; возраст от 8 до 11 лет) и 15 учеников 4 класса (11 мальчиков, 4 девочки; возраст от 11 до 14 лет). Диагноз: олигофр ...

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производств ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru