Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Педагогическая информация » Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Страница 4

Основная задача преобразования первого уровня развития заключается в обогащении содержании работоспособности, в формировании социально значимых мотивов учения и труда, познавательной потребности, потребности в труде. У учащихся этого уровня необходимо формировать предметную направленность работоспособности: увлечь занимательными фактами, историческими примерами, вызвать стремление к выполнению несложных (пока) самостоятельных работ, сформировать интерес к профессионально значимым элементам знаний, показать им необходимость общеобразовательных знаний для успешного овладения специальностью. {LINKS}

Второй уровень развития работоспособности характеризует несколько иное отношение учащихся к учению и профессии. Понимая значение изучаемых основ наук, они проявляют интерес к учебному предмету, особенно когда преподаватель устанавливает связь рассматриваемого вопроса с их будущей профессией, практической деятельностью. В то же время решение задач по математике, физике, химии, выполнение упражнений, написание сочинений и т.п. не увлекает учащихся этого уровня, более того — они стремятся избежать такой работы, испытывая неуверенность в своих знаниях и умениях. Их привлекает интересный, простой материал, несложные задания, с помощью которых они могли бы получить положительные отметки, достигнуть успехов без особых усилий и напряжения.

Здесь можно выделить разнообразные мотивы: и узколичного плана, и долга, ответственности, осознания практической значимости знаний, социального значения труда. Однако все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной процесса обучения, ориентированы на успех, достижение результата. Характерная особенность работоспособности данного уровня заключается в том, что учение и труд выступают для учащегося в качестве средства для достижения личного благополучия. В то же время учащийся еще не способен руководить своими побуждениями, заниматься самовоспитанием, преодолевать свои недостатки, к которым относится прежде всего формальное усвоение ценностных ориентации.

Цели обучения в училище учащиеся этого уровня работоспособности видят в том, что оно позволят быстро получить самостоятельность, профессию, научиться работать. Но эти цели не оказывают существенного влияния на учебную деятельность; учащиеся стремятся учить только то, что, по их мнению, пригодится им на производстве. В целом работоспособность второго уровня еще неустойчива. Основная задача ее преобразования заключается в развитии идейно-нравственного содержания работоспособности, в формировании общественно значимых мотивов учения и труда.

Учащиеся, которых мы относим к третьему уровню развития работоспособности, отличаются достаточной сформированностью всех компонентов работоспособности. Они четко выделяют учебные предметы, которые кажутся им наиболее важными и интересными. На интересующих их уроках они активны, самостоятельны, могут с помощью преподавателя ставить цели предстоящей деятельности, сознательно стремятся овладевать знаниями и умениями, работая организованно, собранно и столько, сколько нужно.

Для работоспособности третьего уровня характерно не только развитие таких положительных мотивов, как осознание нужности получения среднего образования и профессии, долга, познавательного интереса, понимания общественной значимости знаний и умений, но и их четкая направленность (на овладение теоретическими или прикладными знаниями, способами познавательной или трудовой деятельности и т.д.), относительная их устойчивость. Однако учащиеся данного уровня развития работоспособности еще нуждаются в руководстве. Задачи воспитания здесь состоят в том, чтобы развить у учащихся умения ставить цели предстоящей деятельности, развивать познавательные интерес и потребность, формировать интерес к профессии, потребность в труде, ответственное отношение к своим обязанностям, к учению, к труду.

Учащихся четвертого уровня работоспособности отличает глубокое сознание необходимости получения среднего образования наряду с профессией, сформировавшиеся познавательная потребность, долг и другие мотивы учения. Свое будущее они уверенно связывают с получаемой специальностью. Их отличают общая целеустремленность и упорство в овладении любимыми предметами. Они легко включаются в поисковую познавательную деятельность — проекты приборов, приспособлений, условия задачи, ими составленные, способы решенных ими практических работ часто отличаются оригинальностью. Такие учащиеся глубоко изучают предмет, занимаются самообразованием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные . К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к соврем ...

Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ на развитие личности подростка
Теоретические посылки, выявленные нами в первой главе, послужили основой для организации опытно-экспериментальной работы. Целью которой стало выявление эффективности влияния СМИ на социокультурное развитие подростка. В эксперименте принимали участие 19 человек 15 - 16 лет, учащиеся 9 класса "А ...

Формирующий эксперимент по реализации программы условий позитивного влияния СМИ на развитие личности подростка
Средства массовой информации в целом оказывает заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения подростков, а также прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, на эстетический вкус. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была поставлена цел ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru