Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Педагогическая информация » Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Страница 4

Основная задача преобразования первого уровня развития заключается в обогащении содержании работоспособности, в формировании социально значимых мотивов учения и труда, познавательной потребности, потребности в труде. У учащихся этого уровня необходимо формировать предметную направленность работоспособности: увлечь занимательными фактами, историческими примерами, вызвать стремление к выполнению несложных (пока) самостоятельных работ, сформировать интерес к профессионально значимым элементам знаний, показать им необходимость общеобразовательных знаний для успешного овладения специальностью. {LINKS}

Второй уровень развития работоспособности характеризует несколько иное отношение учащихся к учению и профессии. Понимая значение изучаемых основ наук, они проявляют интерес к учебному предмету, особенно когда преподаватель устанавливает связь рассматриваемого вопроса с их будущей профессией, практической деятельностью. В то же время решение задач по математике, физике, химии, выполнение упражнений, написание сочинений и т.п. не увлекает учащихся этого уровня, более того — они стремятся избежать такой работы, испытывая неуверенность в своих знаниях и умениях. Их привлекает интересный, простой материал, несложные задания, с помощью которых они могли бы получить положительные отметки, достигнуть успехов без особых усилий и напряжения.

Здесь можно выделить разнообразные мотивы: и узколичного плана, и долга, ответственности, осознания практической значимости знаний, социального значения труда. Однако все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной процесса обучения, ориентированы на успех, достижение результата. Характерная особенность работоспособности данного уровня заключается в том, что учение и труд выступают для учащегося в качестве средства для достижения личного благополучия. В то же время учащийся еще не способен руководить своими побуждениями, заниматься самовоспитанием, преодолевать свои недостатки, к которым относится прежде всего формальное усвоение ценностных ориентации.

Цели обучения в училище учащиеся этого уровня работоспособности видят в том, что оно позволят быстро получить самостоятельность, профессию, научиться работать. Но эти цели не оказывают существенного влияния на учебную деятельность; учащиеся стремятся учить только то, что, по их мнению, пригодится им на производстве. В целом работоспособность второго уровня еще неустойчива. Основная задача ее преобразования заключается в развитии идейно-нравственного содержания работоспособности, в формировании общественно значимых мотивов учения и труда.

Учащиеся, которых мы относим к третьему уровню развития работоспособности, отличаются достаточной сформированностью всех компонентов работоспособности. Они четко выделяют учебные предметы, которые кажутся им наиболее важными и интересными. На интересующих их уроках они активны, самостоятельны, могут с помощью преподавателя ставить цели предстоящей деятельности, сознательно стремятся овладевать знаниями и умениями, работая организованно, собранно и столько, сколько нужно.

Для работоспособности третьего уровня характерно не только развитие таких положительных мотивов, как осознание нужности получения среднего образования и профессии, долга, познавательного интереса, понимания общественной значимости знаний и умений, но и их четкая направленность (на овладение теоретическими или прикладными знаниями, способами познавательной или трудовой деятельности и т.д.), относительная их устойчивость. Однако учащиеся данного уровня развития работоспособности еще нуждаются в руководстве. Задачи воспитания здесь состоят в том, чтобы развить у учащихся умения ставить цели предстоящей деятельности, развивать познавательные интерес и потребность, формировать интерес к профессии, потребность в труде, ответственное отношение к своим обязанностям, к учению, к труду.

Учащихся четвертого уровня работоспособности отличает глубокое сознание необходимости получения среднего образования наряду с профессией, сформировавшиеся познавательная потребность, долг и другие мотивы учения. Свое будущее они уверенно связывают с получаемой специальностью. Их отличают общая целеустремленность и упорство в овладении любимыми предметами. Они легко включаются в поисковую познавательную деятельность — проекты приборов, приспособлений, условия задачи, ими составленные, способы решенных ими практических работ часто отличаются оригинальностью. Такие учащиеся глубоко изучают предмет, занимаются самообразованием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением зрения
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению ...

Сущность психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе в поддержке здорового образа жизни
Сопровождение – это совместное передвижение, прохождение с кем-либо части его пути в качестве спутника или провожатого, помощь одного человека другому в преодолении трудностей и помощь, запускающая механизм собственных ресурсов человека. А сопровождающий – это человек, который лишь временно находит ...

Своеобразие развития сенсорной сферы у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях решаются основные задачи в сенсорном воспитании детей: На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru