Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Педагогическая информация » Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Страница 3

Следующий важнейший признак работоспособности – её динамические свойства, являющиеся формой, способом её существования и проявления. Эти особенности работоспособности характеризуются интенсивностью, устойчивостью и действенностью побуждений.

Интенсивность выражается в возбудимости мотивов, степени преодоления трудностей в учении, в труде, в приложении волевых усилий. Устойчивость – степень желания учиться, готовности к труду, убежденности в необходимости для рабочего среднего образования, готовности реализовать идейные позиции и поступки. Действенность – способность актуализировать необходимый в данной ситуации мотив, принять нужное для дела решения.

Важность этого признака работоспособности в учебной деятельности учащегося ПТУ несомненна: в процессе изучения общеобразовательных и специальных предметов, во время производственного обучения учащиеся сталкиваются с большими трудностями, требующими для их преодоления высокой устойчивости и действенности. Однако на практике эта сторона работоспособности у учащихся профтехучилищ сформирована недостаточно. Часто им не хочется заниматься, они невнимательны, еще редки случаи, когда учащиеся активны в течении всего урока, на всех уроках и т.д.

Очевидно, о сформированности работоспособности учебно-трудовой деятельности можно говорить в том случае, когда развиты все основные её признаки: идейно-нравственное содержание, предметная направленность и динамические свойства. Каждый из этих общих признаков образуется совокупностью частных.

Каждый человек характеризуется различной степенью сформированности работоспособности, и сложности работы педагога состоит в том, что он в своей деятельности сталкивается с множеством альтернатив. Какие признаки работоспособности необходимо формировать в первую очередь? Какие цели ее воспитания будут актуальными в данной группе? Насколько развита работоспособность у разных учащихся? Чтобы выбрать средства воспитания, наметить цели, преподавателю необходимо хотя бы в общих чертах знать уровни развития работоспособности учащихся. Уровень развития характеризует работоспособность учащегося в определенные период его жизни. Рассмотрим сущность каждого уровня.

В своей практике преподаватели ПТУ часто встречаются с учащимися, которые учатся по какому-то предмету плохо, считают его неинтересным, а причиной этого считают то, что в школе, по их мнению, эти уроки были скучные, неинтересные. Во время объяснения материала в ПТУ такие ребята невнимательны, отвлекаются. На замечания реагируют болезненно, долго не могут сосредоточиться. Поэтому процесс включения их в деятельность замедлен. Активность они проявляют редко — в моменты проведения практических, самостоятельных работ или во время демонстрации опытов, учебных фильмов, в учении беспомощны, требуют постоянного руководства, подбадривания, помощи.

Весь интерес к профессии сводится к мотиву материального вознаграждения. Учащиеся часто утверждают, что многие люди работают только из-за денег, а педагоги в ответ выдвигают тезис, что отношение к труду полностью исключает ориентацию на заработок. Необходимо подчеркнуть, что и то и другое неверно. Профессиональная деятельность — обычный путь материального обеспечения работника. Совершенно неверно было бы предполагать, что в теории работоспособности отрицается роль денег для работающего человека. Признание учащимся роли денег не позволяет делать вывод об отрицательном его отношении к труду. Здесь важно другое: является ли мотив материального вознаграждения единственным трудовым мотивом, явно оттесняя другие на задний план.

Первый (низкий) уровень работоспособности характеризуется малочисленностью положительных мотивов учения и труда. В основном это мотивы избежания неудобств, дискомфорта (вынужден учиться, так как этого требуют родители, учителя, мастера) или узко личные (желание как-то устроиться в жизни). Познавательные интересы аморфны, ситуативны и кратковременны, проявляются к знаниям лишь эмпирического, прикладного характера. Практически ко всем сторонам содержания образования и профессии учащийся относится равнодушно, не сознает важности общего и профессионального образования, свои жизненные планы не связывает с общим образованием и будущей профессией, не испытывает потребности и желания овладевать знаниями, приемами учения, предпочитает несложные виды деятельности. В труде такой учащийся видит только способ удовлетворения своих материальных потребностей. Его поступки детерминированы внешними условиями: в одних ситуациях может проявлять трудолюбие, в других — нежелание работать, лень и т.д. В большинстве случаев он пассивен, безынициативен, не осознает себя членом коллектива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и част ...

Структура социальных служб и учреждений работающих с детьми группы риска
В настоящее время в России нет четко структурной системы социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска. Социально-педагогичекой поддержкой и реабилитацией детей занимаются различные социальные учреждения. Термин социально-педагогическая поддержка детства, был предложен Северным А. ...

Различные представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни
Выбор модели будущей семьи и частота обсуждения отдельных сфер семейной жизни связаны с принадлежностью респондентов к определенной группе (возрастной, половой, социальной). Установлено, например, что: с возрастом и увеличением самостоятельности представления молодежи о семье становятся более содер ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru