Развитие количественных представлений у детей посредством литературных представлений

Педагогическая информация » Развитие количественных представлений у детей 5-ти лет » Развитие количественных представлений у детей посредством литературных представлений

Страница 1

Как уже отмечалось ранее развитие у ребенка элементарных математических представлений проходит легче и эффективнее при использовании различных художественных произведений и игр на них основанных. Приведем несколько примеров:

Задачи в стихах {LINKS}

Задачи в стихотворной форме всегда нравятся ребятам больше обычных задач. Они эмоциональны, легче запоминаются.

Воспитатель, например, предлагает ребятам решить задачу:

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

Малыши оживляются, у всех на лицах улыбки, каждый спешит сообщить ответ.

Задачи в стихах можно использовать в любой дошкольной группе детского сада, если они соответствуют уровню знаний учащихся. Можно включить их в число домашних заданий, в программу турниров, конкурсов смекалки и т. д.

Приводим несколько задач разной сложности в стихах:

Задали детям в школе урок:

Прыгают в поле сорок сорок,

Десять взлетели,

Сели на ели.

Сколько осталось в поле сорок?

Я, Сережа, Коля, Ванда —

Волейбольная команда

Женя с Игорем пока –

Запасных два игрока.

А когда подучатся,

Сколько нас получится?

Задачи-шутки

Дети очень любят шутки, неожиданные и каверзные вопросы. Они их надолго запоминают и потом сами охотно предлагают и сверстникам, и взрослым.

Предлагаемые нами занимательные задачи и веселые шутки вполне доступны пониманию малышей.

Конечно, они могут не догадаться, в чем «подвох» (как, впрочем, и любой из взрослых), но пояснения учителя или воспитателя усвоят сразу без особого труда и отнесутся к ним с большим интересом.

КТО получил «двойку»?

(Задача-шутка)

В нашем классе два Ивана,

Две Татьяны, два Степана,

Три Катюши, три Галины.

Пять Андреев, три Полины,

Восемь Львов, четыре Саши,

Пять Ирин и две Наташи

И всего один Виталий.

Сколько всех вы насчитали?

(Учитель повторяет задачу. Дети записывают и считают.)

Вот отметки по контрольной:

Получили «пять» все Саши, Иры, Кати и Наташи.

(— Сколько ребят получили «пятерки»? Запишите.)

По «четверке» Тани, Гали, Левы, Поли

и Виталий.

(— Сколько ребят получили «четверки»? Запишите.)

Остальные все Иваны,

Все Андреи и Степаны

Получили только «тройки».

(— Посчитайте, сколько ребят получили «тройки»?)

А кому достались «двойки»?

Колючая задача

Лев старше дикобраза

В два с половиной раза,

А год назад в три раза старше был.

(Запомните все это для полного ответа.

Но я еще не все вам сообщил.)

По сведениям удода,

Тому назад три года

В семь раз лев старше был,

чем дикобраз,

Учтите все и взвесьте.

А сколько лет им вместе, Позвольте мне теперь

Спросить у вас.

Н. Разговоров

(Льву — 10 лет, дикобразу — 4 года, вместе им 14 лет.)

Во время прилива

Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см.

Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?

Пояснение. Вода никогда не покроет третьей ступеньки, потому что с водой поднимутся и корабль, и лестница.

Сколько было остановок!

— Ребята, мне, как, вероятно, и всем вам, часто приходится пользоваться городским транспортом. Однажды, сидя в троллейбусе, я решил сделать очень несложный подсчет. Полагаю, что вы все сильны в математике и поможете мне в этом.

— Итак, я вошел в троллейбус и пересчитал пассажиров. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 (будьте внимательны). На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 3 человека, а вышло 8. На следующей остановке вошло 4 человека и вышло 7.

А потом на остановке

Гражданин один вошел

С целой кучею обновок.

Сколько было . остановок?

Этот вопрос для всех детей оказывается совершенно неожиданным: считали-то все пассажиров, а не остановки, хотя никто их не предупреждал, что именно надо считать.

Игры, развивающие чувство времени и глазомер

Научить детей ценить время и разумно им пользоваться очень важно. Для этого надо прежде всего научить их ориентироваться во времени, «чувствовать» его, ясно представлять себе, что можно сделать за тот или иной отрезок времени.

В беседе с детьми на эту тему можно использовать стихотворение С. Я- Маршака «Мы знаем: время растяжимо».

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет

Пусть равномерны промежутки,

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Использование традиций народной педагогики в малочисленных сельских школах
Как известно, воспитание в традициях русской народной педагогической культуры никогда не противопоставлялось обучению. Наследуя в своей профессиональной деятельности прогрессивные народные педагогические традиции, современные педагоги рассматривают образование как неотъемлимую часть несоизмеримо бо ...

Восприятие времени
В отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление о времени как таковом, но и представление о его размерности. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, ин­тервалы. Появляется переживание не просто длительности или последователь­ности, но и определенной ...

Особенности восприятия дошкольниками художественных текстов
Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности — в знакомстве с явлениями ок ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru