Одаренность может рассматриваться с нескольких точек зрения. Одни рассматривают ее как совокупность способностей, внутренних задатков и предпосылок. Таким образом, одаренность от слова « дар». Приведем несколько таких определений:
Одаренность – особо благоприятные внутренние предпосылки развития. {LINKS}
Лейтес Н.С. (59. 3)
Одаренность – свойство специфических корреляций способностей субъекта, которые обеспечивают успешность выполнения тех или иных действий, а сама суммация способностей, представляющих оригинальную модель, позволяет индивиду компенсировать негативность тех или иных качеств, за счет приоритетной эволюции других.
Юрчук В.В. ( 86. 415 )
Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, которые в значительной мере определяют как конечный результат, так и темп развития.
Савенков А. И. ( 66. 36 )
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.
Хуторской А.В. ( 80. 27 )
Одаренность – совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей.
Петровский А.В. (57. 129 )
Похожих определений можно называть очень много, такой подход наиболее распространен. Но есть и такие, кто считает одаренность явлением, развивающимся в течение жизни, т. е. наряду с совокупностью способностей, важную роль играют
обучение, окружающая среда, и где один фактор может либо компенсировать, либо нивелировать действие другого. К таким определениям относят:
Одаренность – системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких необычных результатов в деятельности по сравнению с другими людьми.
Савенков А.И. (67. 33 )
Одаренность – эффективное развитие человеком существующих качеств при сочетании нормального генотипа с благоприятными условиями его развития.
Дубинин Н. П. ( 25. 46 )
Одаренность – синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов.
Теплов Б.М. ( 73. 16 )
Одаренность – синтез взаимоусиливающих друг друга свойств личности, ее активного и положительного отношения к деятельности, так называемой склонности к определенному виду деятельности и … настойчивого трудового усилия…
Мясищев В.Н. ( 46. 154 )
Таким образом, взгляды на одаренность можно представить в виде следующей схемы:
Одаренность
Совокупность Совокупность генетических
способностей. задатков и условий среды.
Обобщая оба подхода, можно предположить, что одаренность – есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения. Мы придерживаемся именно данного определения.
По такому же признаку можно подразделить и модели одаренности.
Модели одаренности.
!. Одаренность как особые способности.
1. Трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли (См. рисунок 1а).
Основные составляющие умственной одаренности:
Великая педагогика:
Этапность, средства, методы и приемы формирования коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста
Современные исследователи предлагают различные способы формирования коммуникативных умений у детей при организации на практике совместной деятельности взрослого с детьми. В частности, Н.А. Короткова раскрывает такие способы, как тематическое планирование видов детской деятельности и мотивация с исп ...
Производная и ее применение
Часто нас интересует не значение какой-либо величины, а ее изменение. Например, сила упругости пружины пропорциональна удлинению пружины; работа есть изменение энергии; средняя скорость — это отношение перемещения к промежутку времени, за который было совершено это перемещение, и т. д. При сравнени ...
Описание опытно-экспериментальной работы по оптимизации двигательной
активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях в ясли-сад №43
Цель формирующего эксперимента - внедрить систему физкультурных занятий с применением эффективных методов и приемов повышения двигательной активности детей. Эксперимент проходил в ясли-сад №43 ул. Зои-Космедимьянской 39 г. Барановичи, в двух подготовительных к школе группах: контрольной (КГ) и эксп ...