Сущностная характеристика феномена одаренности

Страница 1

Одаренность может рассматриваться с нескольких точек зрения. Одни рассматривают ее как совокупность способностей, внутренних задатков и предпосылок. Таким образом, одаренность от слова « дар». Приведем несколько таких определений:

Одаренность – особо благоприятные внутренние предпосылки развития. {LINKS}

Лейтес Н.С. (59. 3)

Одаренность – свойство специфических корреляций способностей субъекта, которые обеспечивают успешность выполнения тех или иных действий, а сама суммация способностей, представляющих оригинальную модель, позволяет индивиду компенсировать негативность тех или иных качеств, за счет приоритетной эволюции других.

Юрчук В.В. ( 86. 415 )

Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, которые в значительной мере определяют как конечный результат, так и темп развития.

Савенков А. И. ( 66. 36 )

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.

Хуторской А.В. ( 80. 27 )

Одаренность – совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей.

Петровский А.В. (57. 129 )

Похожих определений можно называть очень много, такой подход наиболее распространен. Но есть и такие, кто считает одаренность явлением, развивающимся в течение жизни, т. е. наряду с совокупностью способностей, важную роль играют

обучение, окружающая среда, и где один фактор может либо компенсировать, либо нивелировать действие другого. К таким определениям относят:

Одаренность – системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких необычных результатов в деятельности по сравнению с другими людьми.

Савенков А.И. (67. 33 )

Одаренность – эффективное развитие человеком существующих качеств при сочетании нормального генотипа с благоприятными условиями его развития.

Дубинин Н. П. ( 25. 46 )

Одаренность – синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов.

Теплов Б.М. ( 73. 16 )

Одаренность – синтез взаимоусиливающих друг друга свойств личности, ее активного и положительного отношения к деятельности, так называемой склонности к определенному виду деятельности и … настойчивого трудового усилия…

Мясищев В.Н. ( 46. 154 )

Таким образом, взгляды на одаренность можно представить в виде следующей схемы:

Одаренность

Совокупность Совокупность генетических

способностей. задатков и условий среды.

Обобщая оба подхода, можно предположить, что одаренность – есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения. Мы придерживаемся именно данного определения.

По такому же признаку можно подразделить и модели одаренности.

Модели одаренности.

!. Одаренность как особые способности.

1. Трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли (См. рисунок 1а).

Основные составляющие умственной одаренности:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Образование. Школы и университеты
Средневековое образование часто проводилось под непрестанным присмотром церкви. Во времена правления Карла Великого (800 годы) империя нуждалась в образованных людях, они были необходимы, для того чтобы выжить, и Карл попросил помощи у Католической церкви. В изданном им декрете говорилось о том, чт ...

Психолого-педагогические особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
По мнению Д.Б. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразован ...

Языковые и лексические игры при обучении немецкому языку
Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: а) подготовки учащихся; б) изучаемого материала; в) конкретных целей и условий урока. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем эта иг ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru