Сущностная характеристика феномена одаренности

Страница 1

Одаренность может рассматриваться с нескольких точек зрения. Одни рассматривают ее как совокупность способностей, внутренних задатков и предпосылок. Таким образом, одаренность от слова « дар». Приведем несколько таких определений:

Одаренность – особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Лейтес Н.С. (59. 3)

Одаренность – свойство специфических корреляций способностей субъекта, которые обеспечивают успешность выполнения тех или иных действий, а сама суммация способностей, представляющих оригинальную модель, позволяет индивиду компенсировать негативность тех или иных качеств, за счет приоритетной эволюции других.

Юрчук В.В. ( 86. 415 )

Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, которые в значительной мере определяют как конечный результат, так и темп развития.

Савенков А. И. ( 66. 36 )

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.

Хуторской А.В. ( 80. 27 )

Одаренность – совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей.

Петровский А.В. (57. 129 )

Похожих определений можно называть очень много, такой подход наиболее распространен. Но есть и такие, кто считает одаренность явлением, развивающимся в течение жизни, т. е. наряду с совокупностью способностей, важную роль играют

обучение, окружающая среда, и где один фактор может либо компенсировать, либо нивелировать действие другого. К таким определениям относят:

Одаренность – системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких необычных результатов в деятельности по сравнению с другими людьми.

Савенков А.И. (67. 33 )

Одаренность – эффективное развитие человеком существующих качеств при сочетании нормального генотипа с благоприятными условиями его развития.

Дубинин Н. П. ( 25. 46 )

Одаренность – синтез определенных потенциальных свойств личности, развивающихся в процессе деятельности, обеспечивающих достижение наивысших результатов.

Теплов Б.М. ( 73. 16 )

Одаренность – синтез взаимоусиливающих друг друга свойств личности, ее активного и положительного отношения к деятельности, так называемой склонности к определенному виду деятельности и … настойчивого трудового усилия…

Мясищев В.Н. ( 46. 154 )

Таким образом, взгляды на одаренность можно представить в виде следующей схемы:

Одаренность

Совокупность Совокупность генетических

способностей. задатков и условий среды.

Обобщая оба подхода, можно предположить, что одаренность – есть совокупность задатков, определяющих пределы развития, подверженная влияниям окружающей среды, а также изменяющаяся под воздействием воспитания и обучения. Мы придерживаемся именно данного определения.

По такому же признаку можно подразделить и модели одаренности.

Модели одаренности.

!. Одаренность как особые способности.

1. Трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли (См. рисунок 1а).

Основные составляющие умственной одаренности:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Нормативно-правовая база антинаркотической программы
1 июня 2003 года в России начал действовать Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических веществ. Новое ведомство возглавляет Виктор Васильевич Черкесов – Генерал полиции (соответствует званию генерала армии). Заслуженный юрист Российской Федерации, имеет госуд ...

Основные требования к использованию проектной методики
Эффективность проектной методики в большей степени обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем. Также следует отметить их постепенное усложнение. Но отличительной особенностью тем является их конкретность. С самого начала обучения предполагается участие ...

Особенности формирования и развития грамматических навыков
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. выделяют следующие этапы: Подготовительный ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru