Сущностная характеристика феномена одаренности

Страница 3

Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Значит, в основе этой модели лежит креативность как важнейший фактор развития личности. И одаренность рассматривается не как достижение высоких результатов в какой-либо области, а достижение, главным образом, нового, оригинального, ранее не существовавшего. В принципе речь идет самом высшем уровне одаренности – гениальности.

Эрика Ландау предлагает следующую градацию уровней одаренности:

Способный человек – блестяще копирует по готовому образцу.

Талантливый – одаренность в какой-либо одной области

Одаренный – высокий уровень общих способностей, многосторонность.

Гениальный – генерирует принципиально новые идеи.

То есть по Матюшкину А.М. творческая одаренность - это главным образом талант и гениальность. Главное здесь усиленная мотивация, возможность прогнозирования, предвосхищения, создание ранее не существовавшего.

Модели одаренности тесно связаны с определением, так Дж. Рензулли выделяет в структуре только способности и познавательные процессы, а Ф. Монкс показывает взаимосвязь природных предпосылок со средой развития. Структурные модели одаренности обозначили две группы факторов, влияющих на развитие данного явления.

Факторы формирования одаренности.

Как показывает теория, одного генотипа для создания развитой личности мало, на развитие ребенка постоянно влияют внешние воздействия, как в утробе матери, так и после рождения. Остановимся подробнее на биологических основах одаренности.

1. Генотип. В пользу утверждения о том, что способности передаются по наследству, можно отнести сведения о семьях великих композиторов (Так в семье Бахов было 26 музыкантов, а Моцарт уже в 3 года играл собственные сочинения.), факт о том, что А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой были родственниками по материнской линии, и этот ряд можно продолжать еще долго. Но дело в том, что способности могут передаваться по наследству, а могут и нет. Ведь династии гениев очень редки, а в основном это таланты-одиночки. И даже если способности передались, кто может сказать наверняка, что эти задатки проявят себя в полной мере?

2. Мутаций. Многие ученые (Дубинин Н.П., Виноградов Е.С., Лейтес Н.С. и др.) задаются вопросом – какие же факторы способны повлиять на генотип таким образом, чтобы его программа была изменена? Одаренность, в особенности ярко выраженная, может быть результатом «ошибки природы» при делении клетки и репликации генетического материала. «Именно ошибкам … обязан прогресс организмов, видов, родов… - считает Н.Д. Тарасенко – некоторые отклонения от нормы как бы сообщают данному организму дополнительные возможности, а значит некоторые преимущества перед другими организмами…». Внезапные, скачкообразные и при этом стойкие изменения в структуре генотипа, специалисты в области генетики, называют мутациями. Факторы, вызывающие мутации, называются мутагенами. Выделяют мутагены трех категорий:

физические

химические

биологические

а) физические факторы.

Интересные факты, свидетельствующие о влиянии солнечной радиации, атмосферного давления и других физических явлений на рождение выдающихся людей, обнаружил выдающийся русский ученый Е.С. Виноградов. Вот некоторые из них:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Распад СССР и его последствия для образования
На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории России, страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не тол ...

Технические средства для облегчения ориентировки незрячих
Создано большое количество различных технических средств, которые могут помочь незрячему в ориентировке и мобильности в пространстве. Технические средства передвижения делятся на пассивные (различного вида локаторы) и активные (трости); на средства обнаружения и средства индикации. К средствам обна ...

Методика проведения внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни у учащихся 5–6 классов
Ученикам 5–6 классов в силу их психофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые, в связи с монотонностью и длительностью проводимых мероприятий. Как же рассказать ребенку в наиболее доступной и интересной для него форме о вреде курен ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru