Сущностная характеристика феномена одаренности

Страница 2

Познавательная потребность.

Характеризуется активностью, ненасыщаемостью, безграничностью, удовлетворением от познания.

Этапы развития познавательной потребности:

Потребность во впечатлениях ( ориентировочный рефлекс).

Становление любознательности («Почему?», 2-3 г.). {LINKS}

Становление склонностей (Склонность – потребность в определенных занятиях и направленность самой личности. Дошкольный возраст и далее.).

Потребностно-мотивационные моменты не просто влияют на интеллектуальную деятельность, но и являются непосредственно побуждающими, исходными стимулами познавательных процессов.

Интеллект.

Это познавательная деятельность, понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека.

Способность индивида к продуктивно-гностическим актам, решению проблем, задач, которые определяют успешную реализацию любой деятельности.

Характеристика познавательной сферы, центр, ядро умственных возможностей человека.

Креативность.

Это творческий потенциал и способность индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актопроцессах, в его коммуникации с другими индивидами, а также в различных видах деятельности, активно связанных с созданием тех или иных предметов или продуктов деятельности.

Таким образом, видно, что необходима суммация не просто способностей, а способностей интеллектуальных, творческих и наличие потребности реализовывать эти способности.

Триада П. Торренса .

творческие способности

творческие умения

творческая мотивация

П.Торренс в одаренность включает творческие способности, которые заключаются не только в предпосылках, мотивации, но и в умениях, связанных с реализацией способностей. Таким образом, мы видим, что Торренс делает акцент на творчестве, показывая тем самым, что творчество – есть главная составляющая любой одаренности.

2. Одаренность как совокупность природных и социальных факторов.

Модель Ф. Монкса.

Так модель Ф.Монкса предполагает расширение модели Рензулли прибавлением к ней социального окружения. В данной модели наглядно представлена связь генетически определенных задатков и воздействия окружающей среды.

Мюнхенская модель.

Хеллер в мюнхенской модели указал не только факторы, влияющие на развитие одаренности, но и подробно назвал компоненты первых (См. рисунок 2). В модель входят не только условия среды и предпосылки, но и умения, и некогнитивные личностные особенности. Именно в этой модели подчеркнута многогранность и многофакторность одаренности как явления.

Отдельным пунктом хотелось бы обозначить творческую одаренность.

Одаренность – более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Одаренность – степень творческой реализации в образовательной области.

Модель творческой одаренности А.М. Матюшкина.

А.М. Матюшкин разработал модель творческой одаренности, основными компонентами которой будут:

Доминирующая роль познавательной мотивации.

Исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем.

Возможности достижения оригинальных решений.

Возможности прогнозирования и предвосхищения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Сущность художественной одаренности
Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автор ...

Общая структура системы образования Азербайджанской Республики
Система образования Азербайджанской Республики включает в себя следующие элементы: Дошкольное воспитание. Общее образование: начальное образование; основное образование; среднее образование. Специальное профессиональное образование: профессионально-техническое образование; среднее специальное образ ...

Сравнительный анализ ФЕЗ с их эквивалентами в русском языке
Объектом исследования послужили фразеологические единицы с компонентом-зооморфизмом, отобранные из Англо-русского фразеологического словаря А.В.Кунина [1967]. Среди них встречаются наиболее частотные зоонимы cat (123), dog (289), horse (80), bear (60), bird (45), goose (50). При рассмотрении особен ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru