Сущностная характеристика феномена одаренности

Страница 2

Познавательная потребность.

Характеризуется активностью, ненасыщаемостью, безграничностью, удовлетворением от познания.

Этапы развития познавательной потребности:

Потребность во впечатлениях ( ориентировочный рефлекс).

Становление любознательности («Почему?», 2-3 г.). {LINKS}

Становление склонностей (Склонность – потребность в определенных занятиях и направленность самой личности. Дошкольный возраст и далее.).

Потребностно-мотивационные моменты не просто влияют на интеллектуальную деятельность, но и являются непосредственно побуждающими, исходными стимулами познавательных процессов.

Интеллект.

Это познавательная деятельность, понятие, характеризующее сферу умственных способностей человека.

Способность индивида к продуктивно-гностическим актам, решению проблем, задач, которые определяют успешную реализацию любой деятельности.

Характеристика познавательной сферы, центр, ядро умственных возможностей человека.

Креативность.

Это творческий потенциал и способность индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актопроцессах, в его коммуникации с другими индивидами, а также в различных видах деятельности, активно связанных с созданием тех или иных предметов или продуктов деятельности.

Таким образом, видно, что необходима суммация не просто способностей, а способностей интеллектуальных, творческих и наличие потребности реализовывать эти способности.

Триада П. Торренса .

творческие способности

творческие умения

творческая мотивация

П.Торренс в одаренность включает творческие способности, которые заключаются не только в предпосылках, мотивации, но и в умениях, связанных с реализацией способностей. Таким образом, мы видим, что Торренс делает акцент на творчестве, показывая тем самым, что творчество – есть главная составляющая любой одаренности.

2. Одаренность как совокупность природных и социальных факторов.

Модель Ф. Монкса.

Так модель Ф.Монкса предполагает расширение модели Рензулли прибавлением к ней социального окружения. В данной модели наглядно представлена связь генетически определенных задатков и воздействия окружающей среды.

Мюнхенская модель.

Хеллер в мюнхенской модели указал не только факторы, влияющие на развитие одаренности, но и подробно назвал компоненты первых (См. рисунок 2). В модель входят не только условия среды и предпосылки, но и умения, и некогнитивные личностные особенности. Именно в этой модели подчеркнута многогранность и многофакторность одаренности как явления.

Отдельным пунктом хотелось бы обозначить творческую одаренность.

Одаренность – более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Одаренность – степень творческой реализации в образовательной области.

Модель творческой одаренности А.М. Матюшкина.

А.М. Матюшкин разработал модель творческой одаренности, основными компонентами которой будут:

Доминирующая роль познавательной мотивации.

Исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем.

Возможности достижения оригинальных решений.

Возможности прогнозирования и предвосхищения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот
Соотношение понятий адаптации и социализации различными авторами трактуется по-разному. В настоящее время распространены три позиции, характеризующие широту включения одного понятия в другое. Адаптация - часть социализации. В.Д. Парыгин, придерживающийся этой точки зрения, к социализации относит «в ...

Анализ УМК "Английский в фокусе" и технического оснащения на соответствие выполнения требований ФГОС ООО
В нашей школе, МБУ лицее № 6 городского округа Тольятти, ФГОС ООО вступил в силу начиная с 2013-2014 учебного года в пятых классах. На своих уроках в данных классах мы используем УМК "Английский в фокусе" Верджинии Эванс, Ольги Подольяко, Дженни Дули и Юлии Ваулиной. Учебник имеет положит ...

Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения
Применение того, или иного вида чтения в обучении иностранному языку, зависит от целей и задач обучения, от этапа обучения и также, от возрастных особенностей учащихся. Исследователи А.К. Маркова и Н.И. Гальскова относят к старшему школьному возрасту 9 – 11 классы обучения (15-17 лет). Для повышени ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru