Сущностная характеристика феномена одаренности

Страница 6

Образовательное учреждение. На развитие ребенка оказывают влияние следующие показатели:

создание условий для развития (материально-техническое оснащение как школы, так и процесса обучения; личность педагога – компетентность, творческий потенциал, личностно-ориентированная модель взаимодействия; и др.).

программы обучения и воспитания (развивающее, обогащенное и т.п.), в том числе раннее обучение. Замечено, что одаренные дети часто без посторонней помощи овладевают чтением в 2-3 года. В настоящее время созданы образовательные технологии, позволяющие овладевать в 1,5 года этой операцией любому здоровому ребенку ( Доман Г., Тюленев В.П.). Г. Доман утверждает, что малыш - лингвистический гений, и в 1,5-2 года он способен освоить не один, а десятки разных языков ( опыт Карла Витте ). Выдающиеся достижения это еще не одаренность. В настоящее время существует множество программ, позволяющих развивать ребенка с самого раннего детства. Это ТРИЗ для дошкольников, образовательные программы Л.А. Венгера «Развитие», «Одаренный ребенок», программа развития средствами искусства Савенкова А.И. и др.

3.Сверстники. Одна из наиболее часто встречающихся проблем одаренного ребенка – это непонимание со стороны окружающих. Детям, существенно опережающих сверстников в развитии, бывает трудно общаться с одноклассниками. Именно поэтому важно, что бы в пределах класса наблюдался приблизительно один уровень развития, тогда в группе будет единство целей и ценностей, что не только благоприятно скажется на микроклимате, но и на интеллектуальном и личностном развитии каждого воспитанника. Ведь с человеком, обладающем примерно равным интеллектуальным потенциалом, общаться не только полезно, но и приятно. Поэтому сверстники могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на развитие незаурядных способностей.

Человек развивается под воздействием биологических и социальных факторов. Говоря о детской одаренности необходимо иметь в виду сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды. Границы между генотипом и средой теоретически существуют, но реально сказать, где кончается действие генотипа и начинается действие среды практически невозможно. Организм наследует не признак как таковой, а только лишь способность формировать этот признак в определенных условиях среды. У гена, определяющего признак, есть характеристика, которую называют «норма реакции», т.е. диапозон, в котором генотип допускает возможность колебания под воздействием окружающей среды. Степень проявления признаков из-за объективно отличающихся условий для развития неизбежно отличается. Наследственность создает лишь пределы для развития способностей, но пределы широки и неисчерпаемы, а реализация способностей зависит от образовательных факторов. Факторы среды обладают весом соизмеримым с фактором наследственности, могут полностью компенсировать, или наоборот, нивелировать действие последнего. Таким образом, на развитие одаренности, как и на развитие в целом, влияют природные предпосылки во взаимосвязи с условиями окружающей среды.

Виды одаренности.

Одаренность не отдельный процесс, а система. Поэтому и характеристик у этого явления много. Как нельзя охарактеризовать одним словом человека, для определения которого есть некоторые параметры, такие как вес, рост, черты характера и др. так и для одаренности существуют свои определения. Богоявленская Д.Б выделяет 5 критериев одаренности, своего рода основ для классификации:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Великая педагогика:

Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников
Проблема правового нигилизма как реальности нашего общества, источников его формирования и теоретической основы достаточно хорошо изучена в исследованиях отечественных теоретиков права. В последнее время внимание ученых часто обращается на широкое распространение данного явления в подростковой сред ...

Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...

Особенности совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников
В своих работах Д.Б. Эльконин подчеркивал, что для ребенка образ взрослого, является не просто образом другого человека, а образом себя самого, своей собственной будущности, воплощенным в лице «другого». Д.Б. Эльконин предполагал, что «с определенного момента развития ребенок - это всегда «два чело ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru