Подходы к изучению грамматики

Страница 1

Авторы обучающих методов ставили перед собой несколько вопросов:

1. Должны ли методы быть связаны с грамматической программой?

2. Должны ли грамматические правила быть ясными и точными?

Разнообразные пути решения данных вопросов помогли отличить методики друг от друга. Зарубежный методист Scott Thornburry описывает несколько подходов к изучению грамматики. Рассмотрим выделенные им подходы. {LINKS}

Грамматико-Переводный. Исходя из названия, автор утверждает, что грамматику необходимо воспринимать как отправную точку для инструкции. "Грамматико-Переводной метод следовал программе по грамматике, и уроки типично начинались с правила, которое сопровождалось упражнениями, включающие в себя перевод, как на родной язык, так и с родного языка."

Прямой метод, появившийся в середине - конце девятнадцатого века, бросил вызов способу, по которому Грамматико-Переводный метод фокусировался исключительно на письменном языке. Сторонники метода называли прямой метод 'естественным'. Прямой Метод поставил приоритетными устные навыки, и после изучения грамматических структур, отклонил обучение грамматике.

Аудиолингвальный, следовавший за Прямым Методом, был еще более строг в своем отклонении от обучения грамматики. Аудиолингвальный метод получил свою теоретическую основу на бихевиористской психологии, которая рассматривала язык как простую форму поведения, и был изучен через формирование правильных привычек. Аудиолингвальные программы состояли из ранжированных листов рисунков предложений. Эти рисунки представляли основу для тренировочных упражнений.

Подходам и методам обучения грамматике посвящено множество работ. Традиционно методисты выделяют два основных подхода к обучению грамматике - эксплицитный и имплицитный.

Имплицитный подход реализуется двумя основными методами - структурным и коммуникативным.

Структурный метод. В основу положены упражнения на отработку структурных моделей. Метод ассоциируется с именем Х. Пальмера, автором первых подстановочных таблиц, изданных в 1916 г. и предполагает следующую последовательность действий:

Аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности;

Хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором;

Вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах с использованием отрабатываемых структур;

Учебный диалог с несколькими структурами.

Методологи определяют следующие плюсы данного метода:

грамматическая структура становится объектом длительной и специальной отработки;

у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способность автоматизировано употреблять готовую грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения однотипных действий с ней фиксирует ее в памяти как неделимое целое.

Авторы видят следующие минусы данного метода:

упражнения носят механический, монотонный характер;

учащимся скучно, они быстро устают;

упражнения исключают речевой характер отработки;

содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы.

Коммуникативный метод . Существует множество частных методов, начиная с метода гувернантки и заканчивая различными интенсивными методами. Наиболее общие для них положения:

Предваряющее слушание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации.

Имитация в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение.

Группировка схожих по смыслу/форме фраз, одновременная отработка однотипных фраз, создание структурного образа речевой ситуации.

Разнообразие обстоятельств автоматизации.

Действия по аналогии в схожих ситуациях общения.

Преимущества коммуникативного метода, согласно авторам:

высокая степень мотивации учащихся;

речевая направленность отработки;

разнообразие речевых контекстов использования.

Недостатки данного метода авторы видят в том, что:

происходит недооценка принципа сознательности;

требуется большая подготовка со стороны учителя;

необходим специальный набор речевых этюдов, что далеко не всегда есть в арсенале каждого учителя;

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Воспитание в римских школах
От первых двух веков римской истории не осталось никакого свидетельства относительно обучения детей. Первое известие о школе относится к 449 году до Р. X Обычай учреждения школ перешел к римлянам от этрусков. Первые школы в Риме были делом частной предприимчивости. Практический склад римского народ ...

Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития произвольного поведения у Л.С. Выготского является развитие речевого опосредования. Он пишет: «С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребёнком, включается его собственное повед ...

Нормативно-правовая база антинаркотической программы
1 июня 2003 года в России начал действовать Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических веществ. Новое ведомство возглавляет Виктор Васильевич Черкесов – Генерал полиции (соответствует званию генерала армии). Заслуженный юрист Российской Федерации, имеет госуд ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru