Сущностная характеристика феномена одаренности

Страница 5

Раннее стимулирование развития мозга. Суть метода дородовой стимуляции Масару Ибука заключается в том, что на протяжении определенного времени проигрываются заданные музыкальные ноты в непосредственной близости живота будущей мамы, при этом активизируются не только музыкальные, но и общие интеллектуальные способности.

3. Индивидуально-природные основы.

индивидуализированность мозга. Как известно, рисунок борозд и извилин на поверхности больших полушарий головного мозга у людей столь же различен, как и лица. Исследования демонстрируют связь между спецификой одаренности и морфологическими особенностями мозга, в первую очередь, размерами нейронов в рецептивном слое коры. Например, у художников, музыкантов четвертый рецептивный слой коры оказывается чуть не в два раза толще, чем у обычных людей. Это утолщение происходит за счет большего ветвления нейронов, в результате увеличения их размеров, удлинения отростков нервных клеток, принимающих информацию.

Межполушарные отношения. Общепризнано, что аналитическая знаково-опосредованная стратегия познания характерна для работы левого полушария, а синтетическая образно опосредованная для работы правого. Предполагается, что чем лучше человек с доминированием левого полушария ( праворукий ) использует особенности своего правого полушария, тем больше его возможности

Левшество. Около 5% взрослого населения леворукие, из них 15% те, у кого центры речи и ведущей руки находятся в правом полушарии. Количество леворуких одаренных превышает это популяционное соотношение, особенно в вербальной сфере ( 18 – 25 % ).

Скоростной фактор. Определенная часть индивидуальных различий в успешности выполнения тестов интеллекта объясняется тем, насколько быстро индивид может обрабатывать полученную информацию. Чем быстрее и точнее индивид перерабатывает информацию, тем выше его достижения в этой сфере.

Современные исследователи выделяют влияние среды на развитие одаренности как фактор практически соизмеримый по значению с генотипической предрасположенностью. В последнее время понятие среды значительно дифференцируется, выделяют:

Макросреда.

Особенности национальной культуры

Специфика социально-политического устройства общества.

Географическая среда (климат, рельеф местности и др.)

Микросреда.

Семья

Образовательное учреждение

Сверстники

Факторы микросреды относятся к числу наиболее мощных средств воздействия на процесс формирования личности.

1. Внутрисемейная среда. Решающим средовым фактором признается психологическая стимуляция, происходящая при общении взрослого и ребенка.

В.Н. Дружинин выделяет три группы моделей:

Решающее влияние на развитие интеллекта ребенка оказывает его общение с родителями. Важность фактора времени: чем больше родители общаются с ребенком, тем больше его интеллектуальное развитие.

Идентификационная модель предполагает, что ребенок развивается благодаря освоению новых ролей, при идентификации с одним из родителей он овладевает способами поведения, характерными для родителей.

Модель Р. Зайонца. Зависимость интеллекта от числа детей в семье. От числа детей зависит интеллектуальный климат, которые складывается из суммы уровней каждого члена семьи: каждый член влияет на других, семья влияет на каждого. Преимущество получают первенцы – они больше взаимодействуют с родителями. Последующие дети конкурируют за родительское внимание и между собой, чем сокращают возможность « интеллектуальное стимуляции». Чем дальше младшие от первенца и чем больше детей в семье, тем IQ младших ниже. Но на уровне креативности эта модель не работает. Исследования показывают – лучшие результаты по дивергентному мышлению имеют единственные дети, затем первенцы и младшие дети, худшие результаты у средних. Дети в многодетной семье показывают лучшие результаты, чем дети, имеющие одного брата или сестру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Построение образовательного процесса в интернатном учреждении
Понимание целостного образовательного процесса как педагогически целесообразной организации жизнедеятельности отражает суть работы сиротского учреждения при реализации модели индивидуального развития личности. Дело в том, что дети-сироты не только учатся и воспитываются в детском доме, но живут в н ...

Изучение представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни
Для изучения представления городских и сельских старшеклассников о семейной жизни нами был проведен эксперимент, в котором принимали участие учащиеся 11 классов МОУ СОШ №31 города Ишима и МОУ СОШ с. Аромашево. Эксперимент проводился в кабинетах школьных психологов при их участии. Цель исследования: ...

Определение площади и кубатуры кабинета, измерение температуры воздуха в кабинете
При помощи рулетки была измерена длина, ширина, высота учебного класса, определена его площадь, кубатура. Рассчитана площадь, которая приходится на одного учащегося (на количество посадочных мест). Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихс ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru