Первые христианские общины возникли в I веке в Антиохии. К концу первого столетия последователи нового учения уже были рассеяны по Малой Азии, Греции, Италии, по островам Средиземного моря и по северному берегу Африки, а около 200 года - уже по всем провинциям Римского государства. Через 300 лет по Р. X. половина населения Римской империи уже была христианской и тысячи христиан собирались в крепкие общины в пограничных с ней землях. Как пишет Модзалевский – "…безотрадная пустота падавшего язычества, с одной стороны, и внутренняя сила христианской истины - с другой достаточно объясняют победу этой новой, спасительной религии. Тем высоким правам, которые представляла она человеку, как гражданину всего человечества, не могли быть противопоставлены права и преимущества римского гражданства, и ее духовную силу не могла победить внешняя, материальная сила ее гонителей. Среди крепких духом христианских общин развивалась дивная, небывалая жизнь". При воспитании в раннехристианских общинах ориентировались на Библию - собрание канонических сочинений, состоящую из двух частей: Ветхого Завета (тексты II - I тыс. до н. э.), куда уходит начало христианской религиозной традиции воспитания, и Нового Завета (создан в I - II вв.), где обоснованы христианские цели и содержание воспитания. Новый Завет написан рядом авторов (Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел и др.). Их философские и педагогические воззрения вобрали в себя эллинистические и ветхозаветные взгляды на воспитание, в основе которых лежит любовь ко всем людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. {LINKS}
Для идеи христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания. Раннее христианство придавало особое значение семейному воспитанию, продолжив тем самым педагогическую традицию древней эпохи, а также использовало методы воспитания с учетом античной традиции, в частности, наставление и беседу, считая, что при воспитании надо обращаться к божественному началу в человеке.
Семейная жизнь, столь же воспитательно действовавшая на юношество в духе новых начал, устроилась наподобие храма Божия. Общее духовное пение и общее чтение Священного Писания входили в круг ежедневных занятий христианской семьи. Отношения между мужем, женой и детьми уравнивались также одинаковостью отношений их к Богу. Прежнее отвержение собственных детей, их корыстная продажа или хладнокровное умерщвление стали теперь невозможны и преступны. Даже сироты и подкидыши нашли убежище в чужих семействах, как в родных, или во вновь устроенных благотворительных учреждениях, не существовавших в язычестве даже в цветущую пору его цивилизации. Церковные соборы прямо вменили в обязанность епископам, священникам и дьяконам, стоявшим во главе общин, принимать к себе таких бесприютных детей, поручать опекунам или даже воспитывать за счет церкви. Число сиротских домов для сирот и найденышей впоследствии постоянно росло; в IV столетии был учрежден первый воспитательный дом в Константинополе, а в VIII - уже в Милане. В ребенке уважались его человеческие права, его человеческая личность, отражающая в себе образ Божий. Женщина-мать видела для себя высочайший образец в Богоматери Марии. Сами слуги в доме рассматривались не как рабы, а как ближние и обязывались тоже содействовать делу воспитания детей. Естественное чувство материнской любви нашло себе самое идеальное выражение, самую крепкую нравственную поддержку только в христианстве, когда женщина получила преобладающее влияние на нравственное воспитание подрастающих поколений. То, что прежде было исключением, в христианстве стало основным принципом, и воспитательная роль матери стала даже выше мужской. Воспитание построилось теперь на любви и уважении к детской природе, которую превознес и возвеличил сам божественный учитель своим словом и примером. Мать верила, что к ее ребенку самим Богом назначен особый ангел-хранитель, и потому тем самоотверженнее отдавалась своему призванию - раскрыть образ Божий в своем ребенке, т. е. привести его к всестороннему совершенству. Вследствие этого предметом первых ее попечений было не мертвое научение букве закона, но запечатление христианского благочестия и христианской любви в сердце ребенка.
Великая педагогика:
Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике
Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Важная особенность этнопедагогики - ее природосообразность, возникает благодаря естественности народных ...
Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики
в обучении иностранным языкам
В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения: роль ИЯ как учебного ...
Знания на начальной ступени изучения физического воспитания
В рамках начальной ступени физического воспитания в средних общеобразовательных школах было бы напрасной самонадеянностью пытаться исчерпывающим образом представить двигательное обучение во всей широте его спектра. Мы можем лишь наметить некоторые узловые моменты, затронув следующие вопросы: что со ...