Социальная работа как система

Страница 2

социальная педагогическая работа общественная

Характеристика таких структурных компонентов как объект и субъект была дана выше. Рассмотрим следующий структурный компонент – содержание социальной работы. Оно вытекает из функций социальной работы и определяется должностными обязанностями специалиста по социальной работе, запросами клиента (социальная работа с пожилыми людьми; социальная работа с инвалидами; социальная работа с детьми; социальная работа с молодежью; социальная работа с женщинами; социальная работа с лицами девиантного поведения; социальная работа с безработными; социальная работа с бездомными, беженцами и мигрантами; социальная работа с семьями; социальная работа маргинальными и малоимущими слоями населения и т.д.), сферой в которой осуществляется социальная работа. Как социокультурный феномен современности, возникнув более 100 лет назад, социальная работа, превратилась в необходимую для общества профессию, которая сегодня осуществляется практически во всех ведущих сферах жизнедеятельности общества: социальной сфере (в системе социальной защиты и социального обслуживания населения на всех уровнях ее функционирования); в системе образования (на всех ее уровнях – от дошкольного до высшего образования); в системе здравоохранения; в сфере культурно-досуговой и спортивно-оздаровительной деятельности; в воинской среде; пенитенциарных учреждениях; в сфере занятости населения и др.

Социальная работа осуществляется с помощью ряда средств. Средствами называют все те предметы, орудия, приспособления, действия с помощью которых достигается цель деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие ее средств: это и специальные учетные бланки, и слово, и технические средства ( компьютер, телефон, видеомагнитафон и др.), и деловые связи, приемы психотерапии и т.д. Чем богаче арсенал средств, которыми располагает специалист по социальной работе, тем успешнее его деятельность. Выбор тех или иных средств социальной работы зависит от уровня его профессиональной компетентности и особенностей объекта социальной работы.

Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление.

Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники. Чтобы управление социальной работой было успешным специалисту по социальной работе нужно владеть основами менеджмента.

Перечисленные компоненты (объект, содержание, средства, управление, субъект) составляют структуру социальной работы. Однако, структура еще не является системой. Деятельность становится системой, когда ее компоненты связываются в единое целое при помощи целей и функций.

Система – определенный порядок в расположении и связи действий. Система – не есть сумма элементов чего-либо. В ней обязательно должен присутствовать целевой, системообразующий компонент. Для системы социальной работы таким компонентом является ведущая цель деятельности. Цели, задачи социальной работы как вида социальной деятельности меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, условий конкретного социума.

Так как социальная работа проводится в зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальный работник, согласно этическим стандартам профессии несет профессиональную ответственность и перед клиентами, и перед обществом в целом, то можно говорить о двойственном назначения социальной работы и сформулировать две основные ее цели:

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Благотворительность в Беларуси как социальный феномен
Социальная работа в Беларуси как деятельность по оказанию помощи нуждающимся своими корнями уходит в глубь веков. Уже в Х-ХП вв. на территории Беларуси, в частности в Полоцком, Турово - Пинском княжествах, широкое развитие получили княжеская и церковно-монастырская помощь, в рамках которой создавал ...

Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения
Применение того, или иного вида чтения в обучении иностранному языку, зависит от целей и задач обучения, от этапа обучения и также, от возрастных особенностей учащихся. Исследователи А.К. Маркова и Н.И. Гальскова относят к старшему школьному возрасту 9 – 11 классы обучения (15-17 лет). Для повышени ...

Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование. Все они оказывают большое в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru