Социальная работа как система

Страница 1

Под системой чаще всего подразумевают упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. Наряду с общей интерпретацией существуют и другие производные толкования системы (в философской, социологической литературе, теориях управления и т.д.). Так, система определяется как: а) порядок обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательности действий; б) форма, способ устройства, организация чего-либо; в) общественный строй; д) совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое. Типология систем также достаточно разнообразна. Выделяют следующие виды систем: {LINKS}

большая система как многократное сложение относительно малых, простых систем. Это общество, социальная структура и др. К ним с полным правом можно отнести и социальную работу;

социальная (например, социальные общности );

система действий как совокупность различных уровней социальной реальности в структурно-функциональной теории Т.Парсонса, объединенных в определенное целое по принципам информационно-кибернетической модели;

кибернетическая, включающая системы различной природы (технические, биологические и социальные);

социетальная как система отношений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом.

Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку в ней можно выделить подсистемы меньшего уровня. Как большая система социальная работа органически сочетает в себе три компонента: а) социальную работу как науку; б) социальную работу как учебную дисциплину; в) социальную работу как вид деятельности. Причем каждый из этих компонентов может характеризоваться как определенная система.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет процессуальный характер, следовательно, имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность определенных компонентов деятельности.

Под структурой вообще понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Такая общая трактовка структуры применима и к социальной работе как профессиональной деятельности, которую можно рассматривать как определенную систему, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов: субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции, цели.

Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя объект и является главным, так как определяет суть, и характер деятельности. Все компоненты взаимосвязаны между собой.

Схематически структуру социальной работы как профессиональной деятельности можно представить так:

Цель

Субъект

Содержание

Средство

Управление

Объект

Функции

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производств ...

Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка
Неблагополучная семья — это семья, которая характеризуется низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности, поэтому она не справляется с возложенными на нее функциями, при этом ее адаптивные возможности значительно снижены. В.М. Целуйко под неблагополучной понимает такую семью, в котор ...

Эффективность педагогической оценки
Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных к ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru