К художественно одаренным детям применимы все вышеперечисленные принципы сущности и технологии индивидуального подхода, но исходя именно из специфики изобразительной одаренности.
Результаты многочисленных исследований подтверждают, что художественное развитие всех детей без исключения нуждается в руководстве и требует индивидуального подхода к ним. Для развития творческих способностей детей важно, чтобы у них было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществить свой замысел в рисунке. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить и испытать радость творческого труда. {LINKS}
Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи, они всегда нонконформисты – стремятся выделятся из толпы. Многие художественно одаренные личности немного «оторваны» от реальности, они живут в своем мире. Именно поэтому педагогу нужно с пониманием относиться к высказываниям и ответам таких детей, не сдерживать инициативу, не смеяться и не ругать за предложение отличного от собственного. Нужно помнить, что одаренный ребенок – не только чувствительный и легко ранимый, но и обладающий высоким интеллектом, оригинальностью мышления, нестандартным подходом к решению проблем, а значит стоит задуматься о том, чей же ответ верен, и существует ли он – единственно правильный?
Вступая в контакт с детьми, не следует организовывать с ними общение «по вертикали» сверху вниз. Одаренные дети стремятся отстаивать собственную самостоятельность и значимость во взаимоотношениях. Нужно стремиться ощущать психологическую атмосферу в группе:
уметь наблюдать за детьми;
воспринимать выражение глаз ребят, их мимику и т.д.;
обращать внимание на поведение и на настроение;
быть гибким и оперативным в своих реакциях на поведение в группе;
учиться видеть себя со стороны глазами детей;
стремиться поставить себя на место ребенка;
честно признавать свои ошибки;
чаще контактировать с детьми в свободное время;
уметь слушать детей;
быть инициативным;
быть щедрым на одобрение, похвалу, поощрение;
понимать и уважать ребенка;
уметь анализировать ошибки своих сверстников и свои;
обращать внимание на взаимоотношения детей в коллективе;
Чтобы обеспечить чувство психологической и социальной защищенности, доверие ребенка к миру, радость его существования, формирование положительных начал личности и индивидуальности ребенка, необходимо продумать не только приемы и методы педагогического воздействия взрослого на детей, а всю систему социально-психологического взаимодействия педагога и ребенка, где в центре внимания будет дошкольник, его интересы и склонности.
Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей. Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. У одних детей сюжет рисунка сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития наблюдательности. Другие же выбирают простой сюжет и простые средства изображения. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности.
Специфика занятий продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
Великая педагогика:
Характеристика занятий по изобразительной деятельности и их значение в
развитии навыков пейзажному рисованию
Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их, взаимосвязях и отношениях. По содержанию замысла детский рисунок очень рано, является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становитс ...
Особенности педагогического коллектива
Разработка проблемы целей воспитания, формирования детского коллектива в отечественной педагогической науке инициировала поиск оптимальной модели педагогического коллектива, его саморазвития и самодвижения. В. А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои ...
Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего
дошкольного возраста
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувс ...