Образовательные модели на современном этапе

Педагогическая информация » Современные модели обучения в ВУЗе » Образовательные модели на современном этапе

Страница 3

Интегрировать богатый опыт обучаемых в процесс обучения можно при помощи таких форм обучения, как дискуссии, проблемные ситуации (в процессе профессиональной деятельности или в ходе производственной практики реальные проблемные ситуации обусловливают необходимость приобретения новых знаний), методы разбора случаев и.т.д. Важную роль при этом играет взаимодействие участников группы, команды. Опыт показал, что студенты часто не готовы принять некоторые новые формы организации занятий, например, такие, как групповые дискуссии, дебаты, обсуждение вопросов, требующих критического мышления. Большую роль в успехе таких форм занятий играет мастерство преподавателя. Применение концепции обучения на основе опыта наиболее эффективно при проведении производственных практик и при изучении специализированных дисциплин на старших курсах. А также само знание и применение принципов обучения на основе опыта позволяет сократить период адаптации выпускников вуза на рабочем месте.

Образовательная модель известного педагога-новатора Виктора Федоровича Шаталова находится сегодня в центре полемики, можно ли считать данную методику технологией обучения. Проанализируем методику Шаталова с точки зрения технологичности учебно-воспитательного процесса – в соответствии с критериями, выделенными ведущим специалистом в области педагогических технологий Г.К. Селевко. Согласно мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методическим требованиям, а именно:

Концептуальность: должна быть присуща опора на определённую концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения определённых целей.

Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость: представляет возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность: современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения.

Воспроизводимость: подразумевает возможность применения педагогических технологий (повторения, воспроизведения) в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.

Результаты исследования показали, что образовательная модель Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно-воспитательного процесса.

Концептуальную основу образовательной модели В.Ф. Шаталова составляет идея о том, что эффективная технология обучения позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счет активизации работы психофизиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а также создания благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности. Диагностическое целеполагание – как неотъемлемый элемент технологии обучения – в образовательной модели Шаталова определяется как гарантированное каждому студенту знание предмета в соответствии с Государственным образовательным стандартом. На его основе проектируется процесс обучения, проводится поэтапная диагностика и коррекция учебно-воспитательного процесса.

Системность образовательной модели В.Ф. Шаталова обусловлена взаимосвязью всех ее частей и логикой учебно-воспитательного процесса.

Основные категории технологии обучения В.Ф. Шаталова – опорные сигналы и опорные конспекты – основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно-воспитательным процессом базируется на категориях «оценка», «повторение», «контроль» и «самоконтроль».

Учет и оценивание знаний в технологии обучения В.Ф. Шаталова играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль. О воспроизводимости, эффективности и жизнеспособности данной технологии обучения свидетельствует опыт многих преподавателей, использующих ее в преподавании самых разных предметов. Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В.Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно-воспитательного процесса и является, таким образом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Своеобразие развития сенсорной сферы у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях решаются основные задачи в сенсорном воспитании детей: На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины ...

Организация экспериментальной работы по формированию познавательной активности учащихся при помощи метода проектов
В процессе исследовательской деятельности нами был проведен эксперимент в МОУ №14 «Зеленый шум» в 7 «Б» классе, цель которого – установить, способствует ли организация процесса обучения на основе использования метода проектов обучению иноязычному общению. Как известно, успех в обучении английскому ...

Описание диагностической работы по определению уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников
Целью констатирубщего этапа педагогического эксперимента стало: выявление уровня развития экспрессивной лексики детей 6 г.ж. Обследование речи детей проводилось на базе дошкольного учреждения №14 г. Севастополя. В эксперименте принимали участие 2 группы дошкольников старшего возраста по 15 человек ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru