Уравнения и неравенства ‑ традиционная тема школьного курса математики, занимающая большое место, начиная с младших классов, где простейшие уравнения и неравенства до введения теории на основе свойств арифметических действий, и кончая старшими классами, где решаются трансцендентные уравнения. {LINKS}
Уравнения и неравенства представляют собой тот алгебраический аппарат, тот язык, на который переводятся разного рода задачи, в том числе и прикладные, строятся их математические модели.
Использование монотонности функций при решении уравнений и неравенств.
Одну из наиболее часто встречающихся идей хорошо иллюстрирует решение следующего простого неравенства:
1. Решить неравенство: .
. 
Решение. Есть два стандартных пути решения: возведение в квадрат (при условии  ; если же
; если же  , неравенство выполняется) и замена неизвестного
, неравенство выполняется) и замена неизвестного  .
. 
Рассмотрим еще один способ – нестандартный. Функция, расположенная в левой части, монотонно возрастает, в первой части убывает. Из очевидных графических соображений следует, что уравнение  имеет не более одного решения, причем если x0 – решение этого уравнения, то при
 имеет не более одного решения, причем если x0 – решение этого уравнения, то при  будет
 будет  , а решением данного неравенства будет
, а решением данного неравенства будет  . Значение x0 легко подбирается: x0 = 1.
. Значение x0 легко подбирается: x0 = 1. 
Ответ.  .
. 
2. Решить уравнение: .
. 
Решение. Данное уравнение имеет очевидное решение x = 1. Докажем, что других решений нет. Поделим обе части на  , получим
, получим  . Левая часть представляет собой монотонно убывающую функцию. Следовательно, каждое свое значение она принимает один раз, т.е. данное уравнение имеет единственное решение.
. Левая часть представляет собой монотонно убывающую функцию. Следовательно, каждое свое значение она принимает один раз, т.е. данное уравнение имеет единственное решение. 
Ответ. x = 1.
Итак, основная идея, на которой основывались решения этих двух примеров, весьма проста: если f(x) монотонно возрастает, а φ(x) монотонно убывает, то уравнение f(x) = φ(x) имеет не более одного решения, причем если x = x0 – решение этого уравнения, то при x > x0 (x входит в область определения обеих функций f(x) и φ(x)) будет f(x) > φ(x), а при x < x0 будет
f(x) < φ(x).
Стоит обратить внимание на одну модификацию этой идеи, а именно: если f(x) – монотонная функция, то из равенства f(x) = f(y) следует, что x = y [8].
3. Решить уравнение: .
. 
Решение. Преобразуем уравнение:
 .
. 
Рассмотрим функцию  .
. 
Докажем, что при t > 1 эта функция монотонно убывает. Это можно сделать, например, стандартным образом: найти производную  
 
 
 
Великая педагогика:
Изучение уровня развития познавательного интереса у
младших школьников к истории
	 Для изучения уровня развития познавательного интереса у младших школьников к истории были разработаны критерии и показатели низкого, среднего и высоко уровней (Таблица 2.1.). Таблица 2.1. Показатели и критерии уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к истории. Уровень По ...
	
Роль физического развития в компенсации слепоты
	 Рецепторный аппарат двигательного анализатора, заложенный в мышцах, сухожилиях, связках и суставных поверхностях, имеет значение для анализа и точной координации движений. С помощью этого аппарата комбинируются и контролируются положения тела в пространстве, его позы, а также пассивные и активные д ...
	
Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития
учащего среднего школьного возраста
	 Говоря о ребёнке школьного возраста как активном, целенаправленном, внутренне мотивированном субъекте учебной деятельности, необходимо отметить, что этот возраст представлен, по меньшей мере, тремя разными возрастными группами, т.е. в качестве субъекта учебной деятельности выступает младший, средни ...