Построение образовательного процесса в интернатном учреждении

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Построение образовательного процесса в интернатном учреждении

Страница 4

Основной целью педагога, работающего с детьми-сиротами, является формирование самостоятельной зрелой личности, т.е. личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех существенных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности. Приоритетными задачами воспитания детей - сирот являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений; духовной, экономической, политической. {LINKS}

Особенно важно и сложно обеспечить социальную компетентность сирот, подготовить их к самостоятельной и семейной жизни, трудовой деятельности и выбору профессии, сформировать нравственные ценности ориентации. Особого внимания требует организация личного пространства ребенка, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место. Важно обеспечить темп и режим проживания, предоставить возможность самостоятельно регулировать режим и частоту контактов со средой в соответствии с потребностями ребенка, сохранять границы собственного «Я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей. Решение воспитательных и организационно-педагогических проблем в детском доме зависит от характера взаимодействия педагогов и детей и, прежде всего сформулированности позиции воспитателей, которая характеризуется следующими признаками:

1) ситуативные педагогические воздействия должны быть подчинены осознаваемой стратегической цели;

2) у воспитателя присутствует профессиональная рефлексия;

3) воспитатель должен обладать способностью отвечать на разнообразие детских проявлений, вариативности телесных и словесных реакций;

4) педагогическое воздействие выстраивается на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Личностная позиция, проявляющаяся в опеке и стремлении заменить родителей, делает незащищенными выпускников детских домов в самостоятельной жизни. Педагоги детских домов регулируют взаимодействие детей со сверстниками, старшими и младшими, с окружающим миром, родственниками. Расширение этих связей обогащает опыт детей, обеспечивает успешность их социализации.

Важным средством формирования положительных отношений между детьми являются клубные объединения. Целесообразно обеспечить связь этих объединений с внешней средой, привлечь к их деятельности детей из семей. Чем разнообразнее связи воспитанников вне детского дома, тем легче формируются их позитивные взаимоотношения в самом детском доме.

Особой проблемой является организация межполового взаимодействия, которое должно быть направлено на преодоление наиболее негативных проявлений в межполовом общении и полоролевом поведении воспитанников; неумение строить межполовые коммуникации; отсутствие юношеского романтизма и неприятие нравственных норм отношений юношей и девушек; раннее начало половой жизни у девочек, гомосексуальные проявления у мальчиков. Воспитательной работе по решению данной проблемы целесообразно выделить три направления:

1) восстановление женственности у девочек;

2) воспитание мужественности у мальчиков;

3) романтизация отношений юношей и девушек.

Эта работа предполагает как специальные занятия (уроки, игры, психологические тренинги), так и внеклассные мероприятия (вечера, конкурсы, тематические экскурсии и т.д.).

Очень важно для воспитателей помочь детям оценить и понять их родителей, причину того, почему они оказались в детском доме. Дети должны знать о своем прошлом, о своей семье. Для детей-сирот характерно переживание, чувство вины за собственное сиротство («Я плохой, поэтому меня бросили»), трансформирующееся в чувство обиды («Они плохие, потому что меня бросили). Поэтому основным результатом взаимодействия между воспитанниками и их родителями должно стать изменение позиции ребенка по отношению к причинам собственного пребывания в детском доме («Я живу в детском доме, потому, что мои родители не смогли справиться с трудностями»).

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников
Проблема правового нигилизма как реальности нашего общества, источников его формирования и теоретической основы достаточно хорошо изучена в исследованиях отечественных теоретиков права. В последнее время внимание ученых часто обращается на широкое распространение данного явления в подростковой сред ...

Методика эксперимента
До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебно-воспитательный пр ...

Проблема формирования коммуникативных умений психолого-педагогической литературе
Совершенствование дошкольного образования в качестве принципиальной составляющей предполагает гуманизацию всей совокупности отношений: ребенок - ребенок, ребенок - воспитатель, ребенок - родители и т.д. Переход к системе образования центрированной на ребенке, делает проблемы культивирования человеч ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru