принцип амбивалентности: организация педагогического влияния, согласованного с изменчивыми средовыми и внутри личностными условиями;
принцип индивидуализации, направленный на самонаблюдение, самоанализ и самооценку;
принцип взаимодействия внутренней (школа) и внешней (ближний социум) образовательной среды, направленное на социализацию и инкультурацию личности; {LINKS}
принцип валеологичности нововведений, обеспечивающий качественное образование при условии сохранения здоровья.
В работе категорией способных детей-сирот необходимо руководствоваться следующими принципами:
принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития способного учащегося);
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определённом смысле и в определённой мере учебных требований;
принцип особого внимания к проблеме социализации в индивидуальной работе с учащимися;
принцип создания условий для совместной деятельности учащихся при минимальном участии педагога в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.
Организация воспитательной работы с детьми сиротами.
Забота об обездоленных детях является главной нравственной нормой цивилизованного общества. Для воспитанников учреждений интернатного типа характерно отставание в следующих областях психического развития:
• в сфере общения со взрослыми. Существенным фактором, искажающим становление личности ребенка-сироты, является дефицит отношений совместимости с окружающими его взрослыми. В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную. Это условно создает ценность детской личности, способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребенка от оценок взрослого.
• в сфере общения со сверстниками. Эмоциональная бедность контакта со взрослыми определяет особую напряженность потребности во внимании и доброжелательности. Это затрудняет освоение детьми-сиротами социально-ролевых позиций друга, партнера. В условиях детского дома ребенок постоянно находится в узкой закрытой группе сверстников, не имея возможности предпочесть ей другую. Такая безусловная отнесенность часто приводит к развитию неврологического механизма слияния с группой (феномен детдомовского «Мы»).
• в эмоционально-волевой сфере. Эмоционально-волевая сфера ребенка сироты характеризуется:
1) пониженным фоном настроения;
2) бедной гаммой эмоций;
3) однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения;
4) склонность в быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; приподнятое настроение - в угрюмость и агрессию);
5) однообразием, стереотипностью эмоциональных проявлений;
6) эмоциональной поверхностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию;
7) неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрения и замечания;
8) повышенной склонностью к страху, беспокойству, тревожности;
9) основной направленностью положительных эмоций на получение - все новых удовольствий;
10) чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью;
11) непонимание эмоционального состояния другого человека.
• в самосознании. Развитие всех аспектов самосознания (познавательного - образ «Я», эмоционального - самооценка, поведенческого - рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельно пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний. Воспитанникам детских домов свойственно нарушение половой идентификации в виде компенсаторного гипермаскулинного и гиперремининного поведения. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер. Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые называют трудностями социализации.
Великая педагогика:
Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости
учащихся
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и част ...
Методы адаптивного воспитания школьников с умственной отсталостью легкой
степени
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности. Воспитание ...
Самостоятельная работа как средство формирования учебно-познавательной
мотивации учащихся
Не вызывает сомнения тот факт, что залог успешного обучения школьников любой иностранному языку – это формирование у них учебно-познавательной мотивации. Только положительное отношение к учебной деятельности и наличие определённого уровня сформированности учебно-познавательных мотивов позволит обес ...