Индивидуальное развитие личности сироты

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Индивидуальное развитие личности сироты

Страница 7

В психологии многочисленными исследованиями показано, что изменение целей обучения, гарантии обученности неотделимы от изменения способов обучения, от изменения процессов в учебной деятельности. Оцениваемым становится не только результат и не только процесс его получения, но и соотнесение между ними. Если цель не достигается, то нужно найти причину этого недостижения, другими словами найти затруднения, которые привели к нему. Знания - результат усилий, организованных определенным образом в ходе учебного процесса через действия, в которые включаются знания. В ходе этих действий происходит овнутрение этих знаний.

Поэтому мы, наряду с другими авторами, рассматриваем рефлексию как особый вид аналитической деятельности, позволяющей индивиду конструировать новое, не имеющееся у него ранее знание, понимание; новые способы деятельности, ведущие к приобретению знаний. Рефлексия начинается с момента прекращения действования и перехода в особое (рефлексивное) отношение к действию. Затем осуществляются процессы: построения картины (знания) о происшедшем в действии, выявления причины затруднения и реконструкции ее появления, перестройки способа действия в зависимости от содержания причины затруднения. Завершается рефлексия возвратом в действие.

Таким образом, под интеллектуальным развитием мы понимаем формирование и совершенствование мыслительных операций и рефлексивных действий в их дифференцированной целостности.

Под нравственным развитием мы понимаем формирование ценностей, жизненных смыслов, системы отношений и приоритетов толерантности. Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность, ставя при этом новые цели, создавая проекты, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формулируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Имеется в виду радикальная смена многих стереотипов:

человек не послушный исполнитель, живущий в системе запретов, а ответственная личность, способная перебирать, оптимизировать и генерировать варианты, принимать решения в условиях неопределенности;

человек не прагматик, для которого важна лишь сиюминутная польза, а духовная личность, осознающая приоритет культуры над прогрессом;

человек не индивидуалист, озабоченный проблемами собственного выживания и благополучия, а личность, открытая другим, их радостям и горестям;

человек не сторонний наблюдатель, а часть Природы (он либо погибнет вместе с ней в экологической катастрофе, либо найдет пути дальнейшей совместимой эволюции).

В настоящее время формируется новый подход в образовании (Макареня А.А., Кривых С.В., Иванов И.В., Бускина Е.В.), в основе которого лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика; основанный на глубоком знании человеческой природы (учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, самореализации и саморазвития), на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования: толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и т.д. Подход, учитывающий когнитивные, перцептивные, креативные способности и возможности, обеспечивающий развитие всех сфер ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной и т.д. в соответствии с его задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития, сохраняя при этом здоровье школьника. Антропоэкологический подход к решению образовательных задач исходит из того, что человек есть высшая ценность и мера эффективности цивилизации как способа организации жизни людей и их сообщества («преуспевающее общество»).

Основная задача антропоэкологического подхода заключена в разыскивании закономерных связей между биологически запрограммированным развитием человека и всеми видами воздействий на него – целенаправленных и нецеленаправленных, преднамеренных и случайных, систематических и эпизодических.

Основное значение в нашей системе мы придаем социально-профессиональному развитию личности.

В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов и школ-интернатов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.

Большинство выпускников учреждений для детей-сирот обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:

отсутствие опыта социальных контактов с людьми, в работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т.п.;

трудности общения – там, где требуется строить отношения;

несформированность потребности и способности трудиться;

иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Великая педагогика:

Становление и развитие системы подготовки специалистов по социальной работе в Беларуси
Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в Республике Беларусь в 90-ые годы. Предпосылкой этому послужило введение в 1991 году должности социального работника. Первым учебным заведением, осуществившим набор на специальность «социальная работа» в 1991 году стал Минский ...

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования
Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожида ...

Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы»
Орфографическое понятие «опознавательный признак орфограммы», введенное в методику преподавания русского языка в середине 60-х годов нашего столетия, тесно связано с проблемой орфографической зоркости, которая занимала и продолжает занимать методистов. Впервые понятие орфографической зоркости встре ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru