Индивидуальное развитие личности сироты

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Индивидуальное развитие личности сироты

Страница 5

Основные задачи школы - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить и сформировать у школьников стремление эффективно, грамотно и ответственно сохранять здоровье. Учащиеся могут активно противостоять небрежному, безответственному отношению к собственному здоровью, для этого им необходимо учитывать сложившуюся экологическую обстановку и противодействовать нездоровым последствиям того образа жизни, который они ведут (Казин Э.М.). Воспитание бережного, доброго отношения к здоровью должно носить личную окраску, нужно развивать у обучающихся потребность в реальном, практическом участии в двигательной деятельности как обязательном элементе здорового образа жизни.

По мнению педагогов ХIХ века (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.) всестороннее развитие личности, в качестве конечной цели воспитания, предполагает неразрывную связь физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания, поскольку все стороны духовной и соматической жизни (познавательная, эмоциональная, волевая, телесная) тесно взаимосвязаны. Значительное внимание к психологическим и физиологическим вопросам развития человека, связанное с большими достижениями экспериментальной физиологии и психологии, определило приоритет в обосновании единства сторон развития. Поэтому следующим компонетом индивидуального развития в нашей модели являемся психологическое развитие.

Психосоматическая гармонизация, как отмечалось многими учеными (Апанасенко Г.Л., Зайцев Г.К., Казин Э.М., Качан Л.Г. и др.), является основным педагогическим приемом на пути восстановления внутренней целостности человека. Она заключается в активизации психических элементов и устранении дисбаланса между ними, гармонизацией связи между элементами сомы и оптимизации психосоматических взаимоотношений. Иерархический принцип построения пирамидальной системы, которую мы называем человеком, определяет при этом ведущее значение психики. Такая гармонизация всегда сопровождается позитивным индивидуальным развитием человека.

В структуре воспитания мы выделяем соматическую (телесную), регулятивную (эмоционально-волевую) и когнитивную (познавательную) составляющие, дающие во взаимосвязи человеку глубокие знания о своем организме, средствах регулирования и целенаправленного воздействия на психическое состояние.

В задачи соматического аспекта воспитания входит решение физических задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможностей рационального использования физического потенциала, сохранения и укрепления здоровья, а также формирования у него потребности в здоровом образе жизни и физическом и духовном совершенствовании.

Сущность регулятивного компонента воспитания сводится в конечном итоге к процессу формирования на основе принятых норм, идеалов философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению общечеловеческих ценностей. Положительный эффект будет достигнут, если личностные ценности будут прочувствованы человеком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации будут подкрепляться в педагогическом процессе.

Содержание познавательного аспекта воспитания предполагает процесс самопознания, формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр аспектов, тесно связанных с накопленным знанием.

Феномен развития человека указывает на изменения, которые со временем происходят в строении его тела, мышлении или поведении, причем изменения, которые переживает человек в течение жизни, являются следствием совокупного влияния биологических, психологических, социальных, исторических и эволюционных факторов, а также зависят от времени воздействия.

Последовательность развития личности не спонтанна и не самообусловлена. Большинство стадий или ступеней не могут быть пройдены до тех пор, пока их влияние не перестает быть полезным для организма. Ребенок продолжает быть ребенком, пока действует его собственный вариант культурной системы ценностей. Развитие личности является результатом постоянного и подчас бурного взаимодействия взрослеющего ребенка и тех, кто старше его, тех посредников, на которых ложится ответственность передачи культурного наследия и которые, исполняя эту функцию, превращают ребенка в индивидуальность.

Цель общего образования, по мнению Б.Т. Лихачева, это развитие общих способностей личности (физических, нравственных и эстетических эмоций, внимания, воображения, памяти, мышления, речи), универсальных способов деятельности, генеральной человеческой способности – трудоспособности, а также способности к постоянному совершенствованию. Общее образование является основой для овладения общечеловеческой и национальной культуры. Вместе с тем оно является базой любой последующей или сопровождающей его специализации, т.е. углубленного развития специальных способностей к отдельным видам деятельности. Овладение общими способами деятельности выступает одной из важнейших предпосылок приращения знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Великая педагогика:

Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания старшеклассников
Экспериментальная работа проводилась с целью рассмотрения динамики изменения некоторых нравственных качеств тогда, когда проводится специальная индивидуализированная работа. Экспериментальная работа заключалась в том, что после проведения диагностики были продуманы дела коллективные и личностные с ...

Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...

Реализация занятия как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности. Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве детских в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru