Индивидуальное развитие личности сироты

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Индивидуальное развитие личности сироты

Страница 4

Рис. 1 - Концептуальная модель индивидуального развития личности в интернатном учреждении

В педагогике индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения и воспитания. С.Рубинская подробно рассматривает значимость индивидуального подхода как одного из общепедагогических и дидактических принципов и дает ее обоснование. Во-первых, принцип индивидуального подхода, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника. Во-вторых, в индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок без исключения. Этот признак рассматриваемого принципа вытекает из положения о гуманном подходе к личности. В-третьих, индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности. {LINKS}

Суть индивидуального подхода в системе образования в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Такая трактовка предполагает отказ от ориентировки на среднего ученика; поиск лучших качеств личности; применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов).

Главная функция детского учреждения для детей без родителей - воспитательная. Цель воспитания в модели – целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем, главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития и воспитание человека достаточно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за себя, за свою семью и за судьбу страны.

Далее мы даем концептуальное обоснование разработанной нами модели индивидуального развития личности. Мы отталкиваемся, прежде всего, от соматического развития ребенка. В античной философии, для которой характерен глубокий синкретизм мировосприятия – единство материального и идеального, духовного и телесного. Еще одним важным принципом античной культуры является принцип гармонии. Мысль о гармоничности бытия пронизывает всю античную философию.

Пирамида Maslow имеет свои законы организации. Организация эта иерархична, и определяющим, задающим режим деятельности всей системы элементом, является вершина. Взаимоотношения между элементами внутри пирамиды подчинены законам гармонии (правило «золотого сечения»). Эти особенности системы обеспечивают ее динамическую устойчивость и возможность развития. Исследование человека как единого целого составляет принцип холизма.

Из всего сказанного особо следует подчеркнуть то, что мы не можем исследовать человеческое тело в отрыве от целого, а именно, от того целого, которое представляет собой человек, а это значит, что мы не можем исследовать человеческое тело, одновременно не учитывая того, что человек есть личность. Личность – целостная, индивидуальная.

Правилу «золотого сечения» подвержена не только пирамидальная внутренняя структура человека, но и каждый ее элемент. Так соматический элемент, представленный в анатомическом строении тела, деятельности функциональных систем организма и взаимодействии организма человека со средой, диагностируется согласно правилу «золотого сечения», где определяется значение нормы и ее отклонение. Другими словами, отражается состояние здоровье человека и оценка функциональных сдвигов в область патологии (Суббота А.Г.).

Согласно иерархическому принципу, заложенному в структуре человека, управление процессом соматического воспитания должно начинаться с вершины пирамиды. Без понимания человеком высших аспектов бытия (ценностных ориентаций, смысла своей жизни, ее целей, путей самореализации, согласия со своей совестью и т.д.) и разрешения проблем с этих позиций невозможно соматическое воспитание, т.к. неосознаваемая неудовлетворенность своей жизнью всегда порождает психические напряжения, а последние приводят к нездоровью сомы, считает Макарчук А.Н.

Психика, как и тело, имеет механизмы самоорганизации, причем они осознаются нами частично. За счет этих механизмов в психике отбираются те качества, которые могут наилучшим образом обеспечить достижение целей, поставленных человеком на данный момент жизни. При изменении целей меняется набор доминирующих качеств и взаимоотношения между ними, т.е. цель выступает системообразующим фактором. Если человек ставит себе в жизни благоразумную, высокую цель, извлекающую его лучшие качества, то гармонизующий эффект альтруистских состояний психики вторично будет оздоравливать и тело. При этом здоровье рассматривается всего лишь как условие для достижения цели. Высокая идея, цель как бы нанизывают на единый стержень деятельность всех качеств, устанавливая иерархию между ними и гармонизируя их взаимоотношения. Человек становится более целостным, активная деятельностная позиция в жизни, выбор «своих» путей, постановка и достижение цели, реализующей личность, всегда высвобождают дополнительную энергию, мобилизуют ресурсы и тем самым обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию и самореализацию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Великая педагогика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru