Индивидуальное развитие личности сироты

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Индивидуальное развитие личности сироты

Страница 2

Современное научное и даже обыденное сознание признает, что развитие человека в онтогенезе – процесс многофакторный. Касаясь проблем индивидуального развития личности конкретного человека, следует отметить, что с самого рождения он попадает под воздействия различного рода факторов и систем (природных, культурных, социальных, межличностных и т.п.). Однако весь вопрос состоит в том, влияние каких систем (открытых или закрытых) и соответствующих им психолого-воспитательных воздействий (как в широком, так и в узком смысле) преобладает в индивидуальном опыте человека. Изначальное попадание в зону влияния того или иного типа систем с большой долей вероятности будет формировать и соответствующий индивидуально-психологический склад человека, будет определять характер и модели его поведенческих реакций в ответ на внешние воздействия.

Таким образом, под индивидуальным развитием личности мы понимаем развертывание, разворачивание потенциальных возможностей, заложенных в человеке с учетом его биологических и психологических особенностей, индивидуальное развитие рассматривается нами в единстве соматического, психологического, интеллектуального и социально-профессионального развития ребенка-сироты.

Сформированный в опыте индивидуальный психологический склад личности с некоторого момента начинает влиять на самостоятельные выборы человека в пользу преимущественного включения в ту или иную систему его внешних связей и отношений. В характере реализации этих выборов, возможно, как раз и состоит та драматургическая канва и та диалектическая нравственная основа, которая определяет как общее направление жизненного пути человека, так и его отдельные поступки.

В условиях утраты семейного окружения и воспитания в детских учреждениях закрытого (интернатного) типа формируется личность с неразвитой способностью соотнести собственное настоящее, прошлое, будущее со своими ценностями, ценностными ориентациями, возможностями.

Традиционная система педагогического руководства процессом индивидуального развития воспитанников сиротских учреждений, нуждается в переосмыслении с позиций личностно-ориентированного подхода, что должно создать в учреждениях для детей-сирот условия для полноценного психического развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самом детском доме, подготовку к созданию семьи, продолжению образования, профессии.

Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны выпускники сиротских учреждений. Закрытость сиротских учреждений характеризуется ограничениями в личностном, социальном, интеллектуальном, творческом развитии, что провоцирует воспитанников таких учреждений на не всегда адекватную реакцию и поступки. Уровень адаптационного потенциала выпускников детских домов и школ-интернатов в социальной сфере крайне невысок, их потенциал ниже того, который предусматривает успешность социализации и гармоничной интеграции в общество.

Достаточно часто этой категории выпускников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и односторонние изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей и подростков на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.

Главной проблемой социализации является способность к индивидуальному выбору – из спектра предоставляемым социумом возможностей. За этой способностью стоит «развитое Я» - субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.

Воспитание в изолированной среде учреждения для детей-сирот, ведет к формированию групповой специфической субкультуры низкого уровня. Её представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому он несамостоятелен и нуждается в группе, как опоре для принятия решений.

Воспитание полноценной личности воспитанников учреждения для детей-сирот предполагает развитие общения их со взрослыми и друг другом, в ходе которого формируется «образ Я» ребенка, его отношение к себе и представление о себе. В современных исследованиях показана связь между специфическими условиями жизни ребенка в детском доме и его личностным развитием, и нарушение последнего чаще всего объясняется материнской депривацией. В.И. Слуцкий обращает внимание на другой важный феномен, типичный для детских домов и интернатов, который может влиять на индивидуальное развитие личности воспитанника – это феномен общественной собственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Методы адаптивного воспитания школьников с умственной отсталостью легкой степени
Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, развитие двигательных, психофизических, личностных способностей ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности. Воспитание ...

Значение развития психофизических качеств у детей 6-7 лет
Воспитание психофизических качеств - необходимое условие полноценного физического развития дошкольников. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать - нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые необходимо развивать. Изучением того, что представляют собой психофизеские каче ...

Исследование уровня самооценки младших школьников
На основе теоретического анализа существующей литературы и педагогического опыта по проблеме исследования нами были выявлены следующие условия реализации личностно - ориентированного обучения в начальной школе: проведение обязательного и регулярного психолого-педагогического исследования возрастных ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru