Структура социальных служб и учреждений работающих с детьми группы риска

Педагогическая информация » Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы » Структура социальных служб и учреждений работающих с детьми группы риска

Страница 8

Основную работу социально – педагогической поддержки детей проводит социальный педагог. В условиях низкой обращаемости неблагополучных семей именно за социально-педагогической помощью современные специалисты используют применение такой формы работы с семьей, как патронаж.

Патронаж – это профессиональная подотчетная деятельность, которая позволяет индивидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие.

В нашей стране подобный опыт существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, общеобразовательными и социальными учреждениями, работающими с детьми и семьей.

Патронаж имеет следующие цели:

Диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся проблемных ситуаций;

Контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем; анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и прочее;

Адаптационно-реабилитационные – оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от выбранной стратегии работы с данной семьей.

Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Раздвигая пространственные и временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

Важное место в формировании социальной работы с семей занимает консультирование.

Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, которые служат для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини тренинг и т.д. При этом консультационная беседа может быть наполнена содержанием, и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Эффект консультационной работы во многом определяется успехом на предшествующих этапах цикла помощи тем, какой уровень доверия достигнут во взаимоотношениях между членами семьи и социальным педагогом.

Наряду с консультативными беседами, как правило, индивидуальными, имеющими целью активизировать потенциал отдельных членов семьи, могут применяться групповые методы работы с семьей – тренинги.

Образовательные тренинги направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и взаимодействия.

Было бы наивным полагать, что осуществление социально-педагогической адаптации с семьей можно провести силами только одного учреждения и специалиста. Как показывает опыт работы многих социальных педагогов и социальных работников в нашей стране, в оказании помощи семье имеющих детей группы риска необходима консолидация всех организаций района, города, села.

Таким образом, в настоящее время существует множество форм и методов социальной работы с детьми группы риска. Существуют большое количество учреждений, направленных на социально-педагогическую и психологическую поддержку детей данной категории. Наиболее распространенными являются учреждения: Центры помощи семьи и детям, психологические службы, психолого-медико-педагогические службы. В Московской области (Люберский и Чеховский районы), была проверена система социально-педагогической поддержки детства, которая экспериментально изучена и отработана. В процессе реформирования политической, социальной и экономической жизни России проблемы детства в настоящее время резко обострились. В настоящий период необходимо создание учреждений нового типа в разных ведомствах, во всех регионах и областях, которые могли бы решать самые разные социально-педагогические и психологические проблемы детей, помогать им, преодолевать трудности социализации и социальной адаптации в современных условиях. Необходима разработка межведомственной программы подготовки к семейной жизни – образование, здравоохранение в образовательных учреждениях, профилактическая работа специалистов всех ведомств по месту жительства. На сегодняшний день наблюдается рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказания в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах). Все эти негативные явления свидетельствуют о том, что состояние семьи в российской обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на положение детей. Необходимо реформирование и усиление функций отделов по охране прав детей, введение дополнительных штатных единиц в эти отделы, что позволило бы отслеживание положение детей в семье на вверенной им территории. Должна проводиться работа с семьей и родителями по выполнению статей Конституции и Семейного кодекса об ответственности родителей за воспитание детей и заботу о них. С позиций изложенных выше, нужно подходить к решению проблемы построения системы социальной работы с детьми группы риска.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Великая педагогика:

Психолого-педагогические условия применения компьютерных технологий в старших классах на уроках физической культуры
В оценках старшего школьного возраста иногда допускается известный схематизм и категоричность. Указывается на завершенность развития старшеклассников как в физическом, так и в духовном отношении, отмечается приближенность их к взрослому состоянию; стираются те противоречия, которые свойственны подр ...

Значение урока русского языка. Понятие словарного запаса
В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет ...

Экспериментальная работа по обучению рассказыванию
Результаты констатирующего экспериментального исследования показали, что дети с ОНР III уровня способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, к рассказыванию из личного опыта, к рассказыванию по данному началу, но все-таки это еще значительно отличается от связн ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru