Сущность психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе в поддержке здорового образа жизни

Педагогическая информация » Процесс формирования здорового образа жизни школьников в деятельности общеобразовательных учреждений » Сущность психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе в поддержке здорового образа жизни

Страница 1
Сопровождение – это совместное передвижение, прохождение с кем-либо части его пути в качестве спутника или провожатого, помощь одного человека другому в преодолении трудностей и помощь, запускающая механизм собственных ресурсов человека. А сопровождающий – это человек, который лишь временно находится рядом с «путником».Психолого-педагогическое сопровождение исходит из общей гуманистической цели образования: «максимально раскрыть потенциальные возможности личности ребенка, содействовать полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создание условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможного и эффективного обогащения им образовательных возможностей. {LINKS}

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• психологическое обеспечение образовательных программ;

• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

• профилактика,

• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

• консультирование (индивидуальное и групповое);

• развивающая работа (индивидуальная и групповая);

• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

• психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

• экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей,

Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей,

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

• формирование установок на здоровый образ жизни,

• развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

• профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.

Сфера ответственности ППС (психолого-педагогического сопровождения) не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но должна включать в себя задачи обеспечения социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализации и дифференциации, что предполагает защиту личности прав обучающегося, предупреждение возникновения проблем развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и с выбором для него образовательного и профессионального маршрута; профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы; проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях; квалифицированную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста, психологическую помощь семьям детей групп особого внимания. Задачи в этом направлении формирования установок на ЗОЖ, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, профилактика поведенческих факторов риска. Необходимо создать комплексную модель ППС, которая с одной стороны интегрировала бы «разорванные» сегодня диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой стороны – включала бы в модель всех субъектов: учащегося, учителей, родителей, сверстников. В отношении содержания данная модель призвана не просто поддерживать профессиональный выбор, но и обеспечивать формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом внимания должна стать не только способность к планированию учебной и профессиональной карьеры, но более фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного пути.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Категории физического воспитания
К числу наиболее «предметных» категорий физического воспитания следует отнести понятия, характеризующие те или иные стороны двигательной деятельности: понятия двигательных, физических (кондиционных) и координационных качеств и способностей. Опуская по вышеуказанной причине систему обоснования и док ...

Историографический анализ состояния исследуемой проблемы
Система образования - это система программирования и перепрограммирования общества. Считается, что именно в возрасте от 7 до 20 лет у среднего человека наиболее просто сформировать базовую платформу мировоззрения из основных достижений человечества. Конец ХХ века - это время информационного взрыва, ...

Генезис отечественной социальной работы: исторически корни социальной помощи
Понятие «социальная работа» – относится к новому времени. Оно раскрывает современное состояние процесса, который сегодня во многих странах мира определяется как помощь и взаимопомощь субъектов. Причем субъектом помощи может выступать как государство, отдельный общественный институт, институт социал ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru